Еще до полудня КосмоХодок был выведен на маршрутную орбиту и стартовал с отметки 3-й км в сторону райцентра Угры. Сегодня большая часть пути пролегала вдоль правого берега реки Угры вверх по течению к конечной точке рядом с населённым пунктом Знаменка Угранского района, где 532 года назад — в 1480 году имело место стояние русских и монгольских войск. Считается, что после принятого тогда монгольскими полководцами решения — не ввязываться в бой с русскими войсками и отступить — период монголо-татарского ига для русских людей был окончательно завершён. Но до Знаменки еще предстояло прошагать несколько десятков километров. Сразу после старта куратор проекта преодолел правый поворот на Большевицы (0,5 км), затем пересёк реку Ворона и реку Землянка, миновал правый поворот на станцию Баскаковка (15 км) и левый — на поселение Заря (0,5 км). Затем на очереди была река Маковка и поселения Роща, Фёдоровское и Судаково. Наконец началось прохождение через райцентр Угра.
В одном из заведений общепита на ул. Ленина у куратора проекта получилось организовать КосмоБлиц с двумя местными четвероклассниками, также заглянувшими перекусить после школы. Если на первый вопрос о том, кто такой Гагарин, был получен исчерпывающий ответ, то два других: где родился первый космонавт и когда был совершён первый полёт человека вокруг Земли, увы, оказались не по зубам угранским школьникам. После пересечения железнодорожных путей был взят курс от Угры на Знаменку. По трассе были пройдены населённые пункты Комбайн, где была подмечена АЗС “Гелиос”, затем Горячки. Примерно на 9-м км от Угры ВМ свернул к знаку “Поле сожжённых деревень”, установленному в память о 140 деревнях в Угранском районе, которые были сожжены при отступлении гитлеровских войск. 1795 мирных жителей этих деревень погибли тогда в огне. Сам памятный знак установлен как раз в том месте, где когда-то стояла деревня Прасковка. Также были погибшие в близлежащих деревнях Борьба, Заречье, Знаменка.
При дальнейшем проследовании поступило предложение от “КосмоВостока-2”, который хотел подвезти КосмоХодока.
Поблагодарив за приглашение, ВМ был вынужден отказаться. Затем по маршруту был левый поворот на Лохово, река Слоча, селение Полнышево. Примерно на 17 км вновь переход на другую сторону трассы — к относительно недавно установленному обелиску “Ушедшим в бой” в память об участниках Вяземской воздушно-десантной операции, которая выполнялась в период с 18.01 по 04.06.1942. Внизу рядом с венками лежала пробитая пулями и немного истлевшая реальная красноармейская каска. Жёстко, но верно!
Далее были пройдены правый поворот на Свинцово (4,5 км), населённые пункты Гремячка и Желанья. Наконец в районе Знаменки было достигнуто пересечение с трассой, связывающей Вязьму (44 км) и Калугу (140 км). После получения навигационных данных от местного жителя с улицы Флёрова относительно маршрута движения для следующего дня удалось посетить памятный знак на правом берегу в честь событий 1480 года и уже в темноте прибыть к месту ночлега в Вяземский район.
Resume: 36/ 1170 (+ 41) / 171 (+ 1)

Послесловие-2022

1/ Есть в угранской Знаменке улица, названная в честь капитана Ивана Андреевича Флёрова/ 24.04.1905 — 07.10.1941, начальника первых “катюш”. Его могила находится недалеко. У меня тогда не получилось побывать рядом с поселением Богатырь, где оборвался его боевой путь. Он командовал на Западном фронте батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 «Катюша». В октябре 1941 года погиб, находясь в окружении в районе деревни Богатырь Угранского района Смоленской области. Светлая память!

2/ Школа № 3 имени И. А. Флёрова в подмосковной Балашихе ведёт свой счёт с 1945 года, школьный музей был создан в 1996 г., имя Героя Российской Федерации (звание присвоено в 1995 г.) школа носит с 2001 г. Школьные делегации посещали место последнего боя в 1967 и 1982 гг., в 2001 году были в Орше и на месте первого залпа “катюш”.

Р.S

Через несколько дней — 15.04.2022 исполнилось бы 101 год единственному космонавту СССР, который полетел в космос, уже будучи Героем Советского Союза. Это участник Великой Отечественной войны Георгий Тимофеевич Береговой. Расскажем о военной судьбе лётчика Берегового. Родился будущий дважды Герой Советского Союза 15.04.1921 в селе Фёдоровка Полтавской губернии. В 1938 г. окончил аэроклуб в Енакиево/ Донецкая область (ныне — ДНР).
В армии с декабря 1938 г. В июне 1941 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.

ПЕРВАЯ НАГРАДА: старший сержант был награждён орденом “Красное Знамя” приказом от 26.08.1942. В представлении говорится: “Пилот тов. Береговой свою боевую работу начал с 13.06.1942 на Калининском фронте. Будучи в тылу, он изучил на “отлично” грозную машину – Ил-2. Все свои способности он укладывал на лучшее теоретическое изучение и освоение вверенного ему боевого самолёта и добился отличных результатов. С 13.06 по 15.06 имеет 15 боевых вылетов на бомбардирование и штурмовку ближних тылов противника, подавление огневых средств и уничтожение живой силы противника. Пилот Береговой поставленные задачи командованием полка выполняет отлично, активно участвовал в боевых вылетах 01.-02.06 и 04.06.1943, когда лётный состав за эффективные действия получил благодарности от командования полка, дивизии, Командующего 3-й ВА и замнаркома обороны, генерал-лейтенанта тов. Новикова. Уничтожил скопление войск противника в районе города Белый/ ныне — райцентр в Тверской области. Бомбил танки в районе дер. Демяхино/ б. Клемятино, расстреливал автоколонну противника на дороге Нестерово — Котлово — Ивановка. Штурмовыми налётами с высоты 10-15 наносил страх и громадный урон в технике врагу. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и авиации противника, тов. Береговой в бой всегда идёт смело и умелыми тактическими манёврами неповреждённым выходит из поля боя. Был случай, когда в его самолёт противник зенитной артиллерии попал по элерону, он приложил все свои силы и старания, дошёл до аэродрома и посадку произвёл благополучно”.

ВТОРАЯ НАГРАДА: приказом по Воронежскому фронту от 28.09.1943 гвардии лейтенант Береговой был награждён вторым орденом “Красное Знамя”. В наградном листе читаем: “На Воронежском фронте с 27.07.1943 в должности

Заместителя командира эскадрильи на самолётах ИЛ-2. За это период на Белгородско- Харьковском направлении лётчиками эскадрильи произведено 182 успешных боевых вылетов и уничтожены: 161 автомашина с разными грузами и войсками противника, 28 танков, 5 артиллерийских батарей на огневых позициях, сбито в воздушном бою 3 самолёта противника, уничтожено 13 ж/д вагонов с боеприпасами и до 500 человек живой силы противника. Сам лично тов. Береговой произвёл 18 успешных боевых вылетов, все разы был ведущим групп. Тов. Береговой своими смелыми штурмовыми налётами наносил страх и огромный урон в технике врагу и своими эффективными действиями отлично поражал цель, расстреливал пулемётно-пушечным огнём автоколонны, двигающиеся по дорогам, умело торажал атаки истребителей противника. 28.07.1943 при выполнении боевого задания в районе цели был подожжён самолёт МЕ-109 и тов. Береговой с высоты 300м покинул самолёт, на парашюте выбросился и приземлился благополучно. За отличные штурмовые действия 03.08.1943 тов. Береговому Военным Советом Воронежского фронта объявлена благодарность. За период боевых действий эскадрилья имеет потерь 2 самолёта ИЛ-2, в личном составе — 3 человека, небоевых потерь не имела”.

ТРЕТЬЯ НАГРАДА: приказом от 20.10.1943 гвардии лейтенант Береговой был награждён орденом Александра Невского. С 14.09.1943 на Воронежском фронте на Харьковском и Киевском направлениях лётчиками эскадрильи произведено 130 успешных боевых вылетов. За этот период лётчиками уничтожено: 118 автомашин с разными грузами и войсками, 17 танков противника, 4 артиллерийских батареи на огневых позициях, уничтожено 8 ж/д вагонов с боеприпасами и до 300 человек живой силы противника. За этот период тов. Береговой произвёл 21 успешный боевой вылет на самолёте ИЛ-2, все разы был ведущим групп и возвращался на свой аэродром без единой потери. 18.09.1943 тов. Береговой водил группу 6 ИЛ-2 и своим умелым и инициативным приёмом нанёс удар по отступающим мотомехчастям и живой силе противника в пункте Прилуки — Рудовка, в результате атаки уничтожили до 10 повозок с боеприпасами и до взвода живой силы. 26.09.1943 тов. Береговой повёл пятёрку Ил-2 на уничтожение мотомехчастей по дороге Конарлик — Ржищев и с высоты 1000- 300 м своим настойчивым и умелым мастерством нанёс жестокий урон живой силе и вернулся без потерь на свой аэродром. 30.09.1943 тов. Береговой в составе двух экипажей пошёл на разведку в районе Ржищев в сложных метеоусловиях и с высоты 1000 м Результаты разведки сфотографировал, одновременно произвёл внезапный удар с сев.-зап. окраины Ржищев по опушке леса и прямым попаданием взорвали склад с боеприпасами на опушке леса сев.-вост. окраины Ржищев, вернулся без потерь домой. Вывод: за проявление инициативы для внезапного удара по противнику, за отличную организацию лётчиков эскадрильи, настойчиво и успешно совершивших 130 боевых вылетов и за отличное выполнение самим лично 21 б/в тов. Береговой достоин правительственной награды”.

ЧЕТВЁРТАЯ НАГРАДА: орден Богдана Хмельницкого 3-й степени от 11.04.1944.

ПЯТАЯ НАГРАДА: командир эскадрильи 90-го Гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского полка/ 5 ШАК 2 ВА, гвардии капитан Береговой Георгий Тимофеевич указом от 26.10.1944 был удостоен звания Героя Советского Союза за 108 успешных боевых вылета на самолёте ИЛ-2 в районе мест Прилуки, Ржищев, Рудаковка, Тулинцы, Лазурцы, Кочерово на Воронежском, Калининском и 1-м Украинском фронтах (на заставке — фото военных лет). В наградном листе говорится: “Лётчиками эскадрильи произведено 400 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника на огневых позициях, уничтожено: автомашин с войсками и грузами — 282, подбито танков — 71, сбито самолётов противника в воздушных боях — 3, арт. батарей — 5, зенитных арт. батарей — 6, разрушено переправ — 2, повозок — 34, создано очагов пожара — 9, разрушено ж/д вагонов — 20. За этот период эскадрилья имеет в личном составе — 5 человек, самолётов — 4. Небоевые потери: в личном составе — 1 человек, в матчасти — 1 самолёт ИЛ-2. На Воронежском и 1-м Украинском фронтах тов. Береговой лично произвёл 92 боевых вылета, на Калининском произвёл 16 боевых вылетов. Из 108 произведённых боевых вылета тов. Береговой 75 раз водил группы, в любых условиях точно выводил на цель и смело штурмовал живую силу и технику противника.

21.10.1943 тов. Береговой повёл группу 14 ИЛ-2 для нанесения ударов по артиллерии, танкам и живой силе противника в район Тулинцы, Лазурцы, несмотря на интенсивный зенитный огонь, лётчики пробивались к цели и сосредоточенным ударом жгли фашистские танки, подавляли огневые точки, уничтожали вражескую мотопехоту, с небольшой высоты лётчики сбросили бомбы, а затем пушечно-пулемётным огнём ударили по живой силе врага. На поле боя вспыхнуло несколько пожаров, уничтожено и повреждено до 10 автомашин и до взвода живой силы противника. После удара, произведённого ИЛ-2 наши наземные войска продвинулись вперёд. 25.11.1943 тов. Береговой повёл группу 10 ИЛ-2 для нанесения штурмового удара по скоплению танков в районе Кочерово, несмотря на сильный противозенитный огонь, своей отличной маневренностью, смелостью штурмового удара группа зашла с противоположной стороны и подожгла 6 танков противника, вернулась без потерь домой. Тов. Береговой проявляет исключительную храбрость, смело наносит штурмовые удары, внезапностью наносит большие потери противнику в его живой силе и технике, чем способствует успешному продвижению наших войск. За отличное выполнение 108 боевых вылетов, проявленные при этом мужество и

Героизм, за разумную инициативу в нанесении внезапных штурмовых ударов, нанося при этом большой урон живой силе и технике противника, чем способствовал успешному продвижению наших войск, тов. Береговой достоин высшей правительственной награды”.

ШЕСТАЯ НАГРАДА: приказом по 5-й Воздушной Армии от 14.01.1945 гвардии капитан Береговой награждён орденом “Отечественная война 1-й степени”. В представлении читаем: “С мая 1944 г. на 1-м и 2-м Украинском фронтах лётчиками эскадрильи произведено 130 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, уничтожено: автомашин — 56, танков — 18, арт. батарей — 4, складов с боеприпасами — 2, повозок — 38, ж/д вагонов — 10, паровозов -1 и нанесён большой урон в живой силе противнику. За этот период эскадрилья имеет потерь: в матчасти — 2 самолёта, в личном составе — 2 человека, небоевых потерь нет. За этот период сам тов. Береговой произвёл 30 успешных боевых вылетов, из которых все разы был ведущим групп, точно выводил на цель. Отлично управляет группами по радио в воздухе, смело и внезапно атакует цели, чем наносит большой урон в технике и живой силе противнику. 16.11.1944 повёл группу в район Тура для нанесения удара по войскам и технике противника, при подходе к цели группа была встречена сильным заградительным огнём ЗА и МЗА, но благодаря отличной выучке лётного состава противозенитному манёвру, группа задание выполнила отлично: уничтожила 3 автомашины, 1 батарею ЗА, 5 повозок. При выходе из атаки группа была атакована 4 ФВ-190 и 2 МЕ-109, была подана команда группе построит круг и отражать атаки истребителей противника, благодаря сплочённости групп атаки истребителей противника были отбиты, и вся группа без потерь и повреждений вернулась домой благополучно. За отличное выполнение 30 успешных боевых вылетов, за разумную инициативу, за внезапные удары по врагу, умелое управление по радио группами по радио в бою достоин Правительственной награды”.

Были и другие награды в военное и мирное время. Среди них: медали “За взятие Будапешта” (1945), “За взятие Вены” (1945), “За победу над Германией” (1945), а также “За боевые заслуги” (1949), два ордена Красной Звезды (1954, 1955).

Но путь в космос был негладким. В 1963 году после медицинского обследования в ЦВНИАГ был получен допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК), однако первоначально Г. Т. Береговой не был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов из-за возраста. Повторно его кандидатура рассматривалась на заседании мандатной комиссии 13.12.1963, однако его приём в отряд был вновь признан нецелесообразным. Несмотря на это, 23.01.1964 на заседании Военного Совета Главком ВВС Константин Андреевич Вершинин/ 1900-1973 без голосования принял решение зачислить Берегового на должность слушателя-космонавта 1 отряда космонавтов ЦПК ВВС. С 25.01.1964 по 23.01.1965 проходил общекосмическую подготовку/ ОКП по утвержденному генералом Николаем Петровичем Каманиным индивидуальному плану. Изучил конструкцию КК “Восток”, “Восход”, “Восход-2”. С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов. С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-пилота корабля “Союз-3”, по программе стыковки с беспилотным кораблём “Союз-2”.

Свою космическую награду Георгий Тимофеевич Береговой получил за первый и единственный полёт в космос с 26 по 30.10.1968 в качестве командира-пилота КК “Союз-3”. Основную задачу полёта — стыковку с беспилотным КК “Союз-2” выполнить не удалось. Корабли дважды сближались на расстояние до 30 метров, после чего автоматика уводила корабли в стороны. Большой расход топлива при ручном пилотировании (за 20 минут авторежима — 30 кг, за 2 минуты ручного — 40 кг) вынудил отказаться от дальнейших попыток. Продолжительность полёта составила 3 сут 22 ч 50 мин 45 с. За осуществление космического полёта на корабле “Союз-3” и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1968 генерал-майор авиации Георгий Тимофеевич Береговой был награждён орденом Ленина и второй медалью “Золотая Звезда”. В 1972 — 1987 гг. был начальником Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Скончался 30.06.1995. Похоронен дважды Герой на Новодевичьем кладбище. Будем помнить!