В заключительную субботу марта, накануне первоапрельского воскресенья, на 33-й день маршрутного проследования пришлось пойти на новый рекорд. Примерно в 09:05 КосмоХодок стартовал на отметке 134-й км по А-101 в поселении Ново-Александровский. Около 19:00 был выполнен маршрутный финиш в уже известных Екимовичах на отметке 76-й км. 58 километров пути были прошаганы за 8 часов и 55 минут. Реально были только три остановки по 5 минут каждая. Причина такого форсированного движения заключалась в том, что по приходу на остановку в Екимовичах нужно было успеть перехватить последний автобус, следующий из Десногорска (примерно 9 км от своротка) на Рославль. Задача была успешно решена.
Но ей предшествовали перевалы и горки на трассе — при реверсивном движении. Стартовав в Спас-Деменском районе Калужской области, почти сразу после начала движения КосмоХодок получил предложение относительно pick-up от рулевого КосмоТрактора. Поблагодарив за такое лестное приглашение от жителя Калужской области, куратор проекта всё же отказался от него. Далее была остановка на необозначенном повороте, а затем селение Буда и военный обелиск после него на отметке 122-й км. Надпись на обелиске с изображением каски красноармейца, установленном в 1975 году, гласит: “В октябре 1941 года здесь стоял насмерть Люблинский батальон, сформированный в основном из добровольцев Люблинского литейно-механического завода МПС”.
Проследовав мимо правого поворота на Любунь (6 км), ВМ вскоре достиг границы двух районов Калужской области: Спас-Деменского и Куйбышевского. Затем была Осовка и длинные-длинные Кузьминичи, которые КосмоХодок постарался миновать в ускоренном темпе, чтобы кто-то не попытался “подкузьмить” его здесь. Здесь был пройден левый поворот на райцентр Бетлица (32 км) и к мемориальному комплексу “Безымянная высота” (50 км). По сквозной Шоссейной улице ВМ лихо выдвинулся из длинного села, пересёк реку Снопоть и вскоре достиг на отметке 105-й км въездного знака в Калужскую область, а на 101-м км — уже обозначения въезда в Смоленскую область. По расчётной логике, примерно 4 км — между 105-м и 101-м км куратор проекта шёл по “ничейной” земле.
Уже в Рославльском районе Смоленской области была пересечена река Шуица, затем остался в стороне левый поворот на селение Разбегаевка (0,5 км) и правый — на Кохыны (10 км). Вскоре на трассе было селение Крапивна и одноимённая река Крапивна. В самом населённом пункте внимание КосмоХодока привлекли выставленные на обочине в специальной подставке КосмоМётлы. Но окликать владельца этих КосмоТранспортных средств из близлежащего дома ВМ не стал, а двинулся дальше. Вскоре был левый свороток на Крутой Холм (1 км), правый на селение Зайцовка и снова левый – на Покровское (0,56 км). Миновав населённый пункт Лесхоз, ВМ достиг левого поворота на почти северную Денисовку (0,5 км). Вспомнилось, что лежавшая рядом с родной деревней Михайлы Ломоносова на Курострове в Холмогорском районе Архангельской области — Мишанинской — деревня также называлась Денисовка. На отметке 83-й км КосмоХодок проследовал через Городецкое. Далее был правый поворот на станцию Сырокоренье (1 км). Почти в самом конце нехилого маршрутного перехода был преодолен населённый пункт с говорящим названием Крутогорка, затем форсирована река Десна. В уже начавшемся селе Екимовичи было запеленговано кафе “Восток”, затем был переход через реку Болдачёвка и наконец срединная часть Екимовичей. Остановка автобусная — есть! Маршрутный день сделан!
Resume: 33/ 1088 (+ 58) / 164 (+ 2)

Послесловие-2022

1/ Удалось найти на одном из московских сайтов информацию из 2016 г. о Люблинском батальоне. Воспроизведём её:

Сформированный в нача­ле войны Люблинский батальон добровольцев, состоящий на 80 — 90 процентов из рабочих и служащих Люблинского литейно-механического завода, к середине августа 1941 г. нахо­дился в Смоленской области в районе деревень Буда, Сабуровка, Сутоки. Батальон входил во 2-й полк, которым командо­вал полковник М. И. Лещинский в составе 17-й дивизии народного ополчения Москворецкого рай­она г. Москвы. Личный состав дивизии — рабочие столичных заводов и фабрик и студенты института им. Г.В. Плеханова. Все добровольцы. Бои шли под Ельней. Фронт приближался к оборонительным позициям 17-й стрелковой ди­визии. В сентябре в дивизию с большой группой офицеров при­ехал командующий артиллерией Красной Армии Николай Николаевич Воронов/ 1899-1968. В течение нескольких дней он знакомился со степенью боевой готовности дивизии. Проверял дивизию и Маршал Советского Союза Семён Михайлович Будённый/ 1883-1973, командовавший Резервным фронтом. Для изучения опыта органи­зации и ведения обороны коман­диры полков и батальонов на­правились в расположение ча­стей 43-й армии, которые вели бои с гитлеровскими ордами. В течение двух дней они наблюдали, как храбро сражается Си­бирская стрелковая дивизия. Этот опыт помог потом. Много энергии и труда вложили в организацию обороны, занимаемую Люблинским батальоном, комбат Тупицын В.К., начштаба батальона Би­рюков М.И., командиры рот А. Пахомов, И. Сорокин и другие. При батальоне был создан взвод истребителей тан­ков, прошедший специальную подготовку. Также в течение короткого времени в подразделениях дивизии про­водились тактические учения, штыковой бой, оборудовались пулемётные точки, дзоты и линии хорошо укреплённых окопов.

01.10.1941 в связи с отходом наших частей от Киро­ва, что под Калугой, две фаши­стские дивизии, захватившие Киров, — немецкая и румын­ская, поддержанные 32 танка­ми, двигались на Спас-Деменск, на оборонительные позиции дивизии. Люблинский батальон ле­вым флангом держал Варшав­ское шоссе, ведущее на Юхнов, а правым — просёлочную до­рогу, ведущую на Спас-Деменск. Батальон был хорошо укрыт в земле, и все ориентиры впереди были пристрелены пулемёт­ными точками и орудиями. Фа­шисты, не ожидая такого сопро­тивления, двигались нагло как на параде. Шли танки, пехота двигалась в рост. Как выясни­лось потом из допроса плен­ных, немецкая дивизия была пе­реброшена сюда из Франции. Батальон открыл сокрушительный огонь из всех видов оружия. Орудия прямой наводкой били по тан­кам. Несколько танков загоре­лось. Снова и снова густыми це­пями пехота шла на наши по­рядки и, не выдержав губитель­ного огня, откатывалась назад, оставляя убитых.

Пленный фашист, взятый в плен, удивился на допросе, что оборо­ну здесь держат московские ра­бочие, а немецкое командова­ние, встретившись с сильным и упорным сопротивлением, недоумевало, что за части дерутся здесь. Поэтому всё время сверху висели разведывательные немецкие самолёты. В течение дня фашисты несколько раз хо­дили в атаку, но безуспешно, враг повсюду был отбит с боль­шими для него потерями, особенно в живой силе. Только на­ступившая темнота прекратила бои. Все раненые получили по­мощь, и их отправили в безопас­ные места. Этой операцией руководила Таня Потапова, ко­мандир санитарного взвода батальона. На второй день боя на даль­них подступах к Москве фашисты одновременно открыли ураганный огонь по нашей пехоте, и снова пошли танки и пехота. Но бойцы Люблинского батальо­на, хорошо укрытые в земле, встретили их сокрушитель­ным огнём. Выполняя свой долг, москвичи-ополченцы стояли насмерть. Каждый знал: за ними Москва, семьи, родные. Но всё-таки вражеским танкам удалось прорваться на Варшав­ском шоссе. Пехоту же удавалось повсеместно отсечь пулемётным и ружейным огнем, и она с большими потерями отходила назад. Наши потери были также значительными. Особенно понесла тяжёлые потери 9-я рота (командир роты Аркадий Пахомов), которая держала оборону по реке у самого Варшавского шоссе. Враг наступал в численном превосходстве, имея танки и авиацию. Мы же на своём участке не имели ни танков, ни авиации, а также ограниченным был запас снарядов и противотанковых гранат. Многие ополченцы батальона отдали жизнь при защите столицы. Все понимали, что каждый час, каждая минута сейчас дороги Москве для подготовки отпора врагу, поэтому боевой де­виз был: ни шагу назад!

03.10.1941 фашисты бросили на батальон 27 самолётов, которые сбросили на окопы большое количество авиабомб в надежде разрушить огневые точки и окопы, а также с воздуха обстреливали окопы. Земля поднималась в воздух, но как только кончалась бомбёжка, фашистские вояки вновь в рост пошли в атаку по центру батальона. Люблинцы снова и снова встречали их пулемётным, ружейным огнем и гранатами, после чего враг откатывался назад. Ополченцы дрались до самого наступления темноты, дрались до последнего снаряда, до последнего патрона. Враг за­шёл с флангов, с тыла, окружил наших бойцов, но они стояли насмерть и в упор расст­реливали врага. В схватке с превосходя­щим по численности врагом смертью храбрых пали многие бойцы заводского батальо­на. В числе погибших были скромный цеховой бухгалтер ремонтно-­монтажного цеха Муравьев, Ка­линин (младший) и другие. Отдали жизнь за Родину комбат Тупицын В.К. и командир 9-й роты Пахомов. Ночью 04.10.1941 оставшиеся в живых 30-40 человек начали отходить к Москве, находясь уже в глубоком вражеском окру­жении. Некоторые из них погиб­ли, а некоторые вышли на сое­динение с частями действующей армии. Но батальон не погиб. Уже в составе 17-й Бобруйской Гвардейской стрелковой диви­зии, освобождая занятые фашистами города, шёл по дорогам войны и сражался Люблинский батальон. Гвардейская дивизия закончила войну в Германии.

Будем помнить!

2/ Судя по информации в публичном доступе, одно из упоминаний о Люблинском литейно-механического заводе в составе Министерства путей сообщения СССР относится к началу 1980-х гг. Для восстановления раритетного локомотива С68 (советского пассажирского паровоза типа 1-3-1 серии), который остался единственным уцелевшим представителем серии, но был спасён усилиями энтузиастов от утилизации, Люблинский литейно-механический завод изготовлял специальное оборудование: кулисные кронштейны, крейцкопфы и колосники.

Р.S

В связи с перемещением в Россию, вернёмся к заметкам, которые делались на основе впечатлений, полученных будущим куратором проекта во время поездки по Гагаринским местам летом 1974 года. Поскольку 10 лет назад было частичное проследование по Калужской области, опишем посещение областного центра Калуги северодвинскими школьниками 48 лет назад. Ниже актуализированная запись № 3 про поездку в 1974 г. по “Гагаринским мостам” — 1974_3 (составлена в 2007 г.):

“История покорения космоса связаны со многими именами. Одним из тех, кто стоял у истоков космонавтики, был выдающийся русский учёный и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский. Осенью 2007 года будет отмечаться 150-летие со дня его рождения (17.09.2022 — 165-летняя годовщина). Во время пребывания нашей группы в Москве мы ездили на один день в город Калугу, с которым связаны многие годы жизни и деятельности основоположника теоретической космонавтики К.Э. Циолковского. Посетили мы сначала Государственный музей истории космонавтики – первый в мире музей космической тематики. А затем побывали в Мемориальном доме-музее Константина Эдуардовича Циолковского, в котором он прожил почти 30 лет. В Калуге им были написаны десятки важнейших работ по космонавтике, авиации и воздухоплаванию. Здесь была разработана математическая модель полёта ракеты — так называемая “формула Циолковского”. В скромном домике, стоящем на окраине города недалеко от реки Оки, мне запомнились те приспособления, которыми пользовался учёный в общении с другими людьми. Дело в том, что в детстве Константин Эдуардович почти полностью потерял слух, но несмотря на это, выучился самостоятельно и после того, как экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику, в т.ч. в г. Боровске Калужской области (на заставке — фото памятника в Боровске). И ещё он мечтал о будущих полётах в космос. Когда вскоре после своего исторического полёта Юрий Алексеевич Гагарин приехал в Калугу, то в книге почётных посетителей дома-музея К.Э. Циолковского он написал следующие слова: “С большим волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович. Счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос”. Вот такой путь довелось людям пройти от мечты к её исполнению”.

Нам есть, кем и чем гордиться!

Р.S.S

Накануне, 30.03.2022 в 14:28 мск, спускаемый аппарат пилотируемого корабля “Союз МС-19”, отстыковавшегося четырьмя часами ранее от Международной космической станции, совершил посадку в расчётном районе на территории Казахстана. На Землю вернулся экипаж в составе: космонавты Роскосмоса

1/ Антон Николаевич Шкаплеров/ род. 20.02.1972 в Севастополе, выполнено 4 полёта: 1-й в 2011-2012 гг., 2-й в 2014-2015 гг., 3-й в 2017-2018 гг., 4-й в 22021-2022 гг. В сумме за четыре космических полёта на МКС он набрал 709 суток, при этом ему довелось четырежды встретить в космосе свой день рождения.

2/ Пётр Валерьевич Дубров/ род. 30.01.1978 в Хабаровске, в первый и пока единственный полёт стартовал 09.04.2021 на корабле “Ю. А. Гагарин” (Союз МС-18), установлен рекорд длительности одного космического полёта по программе МКС среди россиян — 355 суток, выполнены четыре выхода в открытый космос общей продолжительностью 29 час 44 м.

3/ астронавт NASA Марк Ванде Хай/ Mark Vande Hei/ род. 10.11.1966, выполнено 2 полёта: 1-й в 2017-2018 гг., во 2-й отправился вместе с П.В. Дубровым.

Все операции по спуску с околоземной орбиты и посадке прошли в штатном режиме, самочувствие экипажа хорошее. Корабль отделился от малого исследовательского модуля “Рассвет” российского сегмента станции в 10:21 мск. Его двигательная установка в штатном режиме включилась на торможение в 13:34 мск, после чего он начал сход с орбиты. Вскоре после этого “Союз” разделился на три отсека, а экипаж из трёх человек в спускаемом аппарате испытал перегрузки около 4g. Ожидается, что космонавтов Роскосмоса доставят специальным бортом на аэродром Чкаловский (Московская область), а затем в Комплекс предстартовой подготовки и послеполётной реабилитации космонавтов (астронавтов) Звёздного городка.

Так и продолжаем дружить с “заклятыми друзьями” из NASA!