Сегодня был комбинированный маршрутный день: с реализованными началом и окончанием и пропущенной серединкой. Ранним утром в 05:55 куратор проекта в качестве единственного пассажира на пригородном автобусе переместился к месту вчерашнего финиша — в Рэкту. Сначала была КосмоРазминка и старт на 124-м км. Уже через 3 км был достигнут поворот на спутник поселения Рэкта: Рэкта-Михайлаўка/ Ректа-Михайловка. Далее был левый поворот на Перагон/ Перегон, но поскольку в нашем случае речь идёт о переходах, а не о перегонах, то было решено воздержаться. Уже скоро КосмоХодока приветствовал СПК “Зарянский”, на территорию которого он вступил. Потом было проследование через Свенск, после которого был проигнорирован левый свороток на Рагi/ Роги (7 км), ибо после Рогачёва как-то не захотелось куда-либо ещё сворачивать. Затем налево осталась Лебядзеўка/ Лебедёвка, а направо ушёл поворот на Бязуевiчы/ Безуевичи (3 км). Прямо как из Космоса впечатался прощальный слоган от СПК “Зарянский”: “Люди! Славьте Природу! Любите Землю, любите Жизнь! Счастливого пути!” Мой feedback: “С-П-А-С-И-Б-О!”
Далее по маршруту на 106-м км было промежуточное место финиша — Папоўка/ Поповка. Это, конечно, не упомянутая у С.Я. Маршака Поповка под Ленинградом/ ныне — Санкт-Петербург (“Это что за остановка — Бологое иль Поповка?..”), ибо здесь нет железной дороги, но это своя собственная белорусская, могилёвская и славгородская Поповка! 18 км было прошагано за 170 минут. В ожидании догоняющего сквозного автобуса Куратор проекта подошёл к расположенному напротив остановки воинскому мемориалу, где перечислены имена погибших из близлежащих деревень: Гончеровка/ Гончаровка, Васькавічы/ Васьковичи, Рудня, Поповка.

Затем состоялось перемещение в расположенный северо-восточнее райцентр Чэрыкаў/ Чериков, откуда с отметки 68-й км состоялся второй сегодняшний старт — реверсивный, т.е. с востока на запад — в Славгород. Проходя по территории Чериковского райцентра, КосмоХодок миновал правый поворот на Язёры/ Езеры (9 км) и скоро вышел на Р-43. Здесь вскоре был левый поворот на Мiрагошч/ Мирогощь, после 73-го км были Горкi/ Горки и Лесной питомник, а также снова левый свороток на Бакаў/ Баков. Вскоре показался правый поворот на селение Сакалоўка/ Соколовка (2 км). Недалеко от него на 81-м км куратор проекта ненадолго остановился у индивидуального мемориала в память Перькова Александра Ивановича (1906-1943).

Далее была преодолена граница Чериковского и Славгородского районов, после которой имело место предложение от водителя следующей в том же направлении машины подвезти в сторону Славгорода. Пришлось поблагодарить и отказаться. И снова почти родная Аляксандраўка/ Александровка (после польской и первой белорусской), правый поворот на которую КосмоХодок с сожалением прошёл мимо (2 км). И вновь военный обелиск — теперь уже над братской могилой, где похоронены 38 бойцов Красной Армии, погибших в бою или умерших от ран в интервале между 03.10.1943 и 12.05.1944. Далее был правый поворот на населённый пункт Ходараў/ Ходоров (4 км). Наконец по мосту была преодолена река Проня, после которой на взгорке уже показался Слаўгарад/ Славгород (до 23.05.1945 — Пропойск). Вторая часть сегодняшнего перехода совершалась с 68-го по 96-й км. Сегодня был достигнут один из маршрутных максимумов = 46 км (18 + 26), который совершался в условиях погодного КосмоЭкстрима: мокрый снег и дождь, резкий встречный ветер на реверсивном участке. Обе формы КосмоСкафандра: летняя и зимняя — оказались с сильно “подмоченной репутацией”. Хорошо, что выручили резиновые сапоги, припасённые для сегодняшнего дня. Завтра с раннего утра предстоит “закрыть» почти внутригородской участок — между 106-м и 96-м км — от пригорода Поповки до центра Славгорода. Также предполагается посещение учебных заведений и перекантовка дальше на восток.
Resume: 26 / 876 (+ 46) / 155 (+ 1)

Послесловие-2022

1/ На портале “Память народа” удалось найти такую информацию о похороненном в Чериковском районе Могилёвской области Перькове Александре Ивановиче (1906-1943). Уроженец с. Сухочево Фатежского района Курской области. Был призван Фатежским РВК 27.07.1941. Приказом от 28.08.1942 командир роты 36 отдельного дорожно-строительного батальона был награждён орденом Красной Звезды. В наградном листе сказано: “Тов. Перьков с начала формирования батальона был командиром отделения, он подготовил своё отделение и сделал лучшим во взводе, за что командованием батальона был назначен командиром взвода. Тов. Перьков в кратчайший срок добился того, что его взвод стал лучшим в роте, а затем в батальоне. Тов. Перькову с его взводом было дано задание произвести прокладку дороги в зимнее время на одном участке. Под артиллерийским и миномётным огнём, под непрестанными налётами вражеской авиации взводу пришлось выполнять эту задачу. Напрягая все силы, взвод стремился выполнить задачу досрочно, и он справился на шесть часов раньше срока. Здесь тов. Перьков проявил себя волевым командиром и организовал эту победу. Весной ледоходом разрушило мост через реку. Взвод тов. Перькова был поставлен на его восстановление. Его задача состояла в том, чтобы произвести как можно быстрее забивку свай. Работая и днём, и ночью, взвод тов. Перькова с ней справился: за два дня сваи были забиты. Он проявил себя в этой работе боевым, энергичным командиром, организовавшим этот процесс производства чётко, что дало возможность восстановить в кратчайшие сроки разрушенный мост. Весенняя распутица потребовала большого напряжения сил от всех с тем, чтобы дать проезд, не допустить ни одной пробки, ни одного часа перерыва в движении. Участок, который взводу нужно было сделать за пять дней, тов. Перьков сделал за три дня. За исключительные заслуги в деле дорожного строительства тов. Перьков был награждён Наркомом внутренних дел значком “Почётный Дорожник”, имел целый ряд благодарностей и поощрений от командования батальона. Как лучший командир взвода, он выдвинут на должность командира роты. Под его руководством подразделение успешно выполняет большую работу по изготовлению щитов для колейной дороги. Инициативный и энергичный командир тов. Перьков постоянно рационализирует и усовершенствует процесс производства, добиваясь повышения производительности труда и увеличения выпуска продукции. В его подразделении бойцы при норме 10 щитов на станок выполняют 15-16. Тов. Перьков по праву заслуживает правительственной награды”.  

Капитан Перьков Александр Иванович, командир роты 44 отдельного дорожно-строительного батальона/ ОДСБ, был убит 29.10.1943, похоронен на трассе Славгород — Чериков недалеко от дер. Соколовка в Чериковском районе Могилёвской области. Дома на Курской земле осталась жена Перькова Наталья Яковлевна. В представление на посмертное награждение орденом Отечественной войны I степени (приказ от 03.11.1943) сказано: “Командир 2 роты тов. Перьков погиб на боевому посту, выполняя задание командования. Вся его жизнь в батальоне протекала в неутомимой борьбе за создание крепкого боевого коллектива. Он один из инициаторов освоения строительства крупных мостов силами дорожной части, а затем и его исполнитель, что сразу выдвинуло ОДСБ в одну из лучших дорожных частей Западного фронта. За свою боевую деятельность тов. Перьков первым в части был награждён орденом Красной Звезды. Являясь идейным коммунистом (член ВКП(б) с марта 1939 г.), тов. Перьков пользовался заслуженной любовью всего личного состава части. Он вырос из её рядовой среды и был до последнего дыхания связан узами братской дружбы с каждым бойцом, с каждым офицером. До войны тов. Перьков был партийным работником. Во время войны он — рядовой, сержант, офицер. Уже после гибели был получен приказ о присвоении ему звания “капитан”. Тов. Перьков страстно любил Родину и всю свою жизнь отдал делу Ленина — Сталина. На могиле тов. Перькова бойцы, сержанты и офицеры поклялись всю свою жизнь мстить фашистским изуверам и всею частью входят с ходатайством в Военный Совет армии о посмертном награждении тов. Перькова орденом Отечественной войны I степени” Светлая память капитану Перькову, сложившему голову на войне в 37 лет!

2/ В Белорусском Рred-Scriptum дорожного дневника куратор проекта 10 лет назад писал:

“Скоро завершается Белорусский маршрут волонтёрского проекта “КосмоОбоз-2”. Эта часть фактически восточно-европейского проекта (Польша, Беларусь, Россия) явилась срединной на маршруте и самой длинной по километражу и времени проследования. Хотелось бы ещё до пересечения белорусско-российской границы попытаться резюмировать свои ощущения и впечатления от прохождения пешком по четырём областям суверенной Беларуси, которая вместе с суверенной Россией образует Союзное государство. Но прежде позволю себе поделиться несколькими моментами личного порядка.
С весны 1994 года мне, пишущему эти строки, довелось работать в аппарате фракции Аграрной партии России/ АПР в Государственной Думе ФС РФ 1-го созыва. На начальном этапе своей деятельности новый российский парламент, вернее его нижняя палата, заседал в бывшем здании СЭВа на прежнем Калининском проспекте (ныне Новый Арбат, 36). По предварительной договорённости с руководством фракции АПР в один из весенних дней предполагалось предоставить трибуну зала думских заседаний для выступления коллеги из Беларуси — тогдашнего депутата белорусского парламента и руководителя сельскохозяйственного предприятия в Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко. Автор этих строк обеспечивал прохождение белорусского парламентария в здание российской Госдумы: сдавал заявку на пропуск и провожал гостя в кабинет руководства фракции АПР. Выступление представителя братского народа Беларуси прошло успешно. Следует сказать, что состав первой Госдумы был неоднородным: в зале должны были присутствовать такие депутаты как Е.Т. Гайдар, В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, М.И. Лапшин, Г.А. Явлинский (перечислены в алфавитном порядке), правда, стенограмма заседания не уточняет, кто именно был в это время на своём рабочем месте в зале думских заседаний. Но сказанные в российской Госдуме будущим кандидатом на пост Президента Республики Беларуси искренние слова о необходимости интеграции между двумя соседними государствами нашли позитивный отклик у присутствовавших в тот момент в зале российских депутатов. И вот прошло много лет. Представляется, что за этот период с разной степенью интенсивности на государственном уровне продолжался и продолжается диалог между лидерами Беларуси и России в целях выработки взаимоприемлемого алгоритма интеграции двух государств.

Начало же ему положило подписание 02.04.1996 первого межгосударственного документа — Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Нынче этот день отмечается в обеих странах как общий праздник — День единения народов Беларуси и России, который неожиданным образом совпал с днём рождения автора этих строк (родился 2 апреля 1959 г. в Архангельской области). В 2012 году будет отмечаться уже 16 лет тому первому Договору. Запомнилось, что присутствовавший на состоявшемся после подписания приёме депутат Госдумы 2-го созыва и руководитель Аграрной депутатской группы Н.М. Харитонов своеобразно “задокументировал” тогдашнее событие. По просьбе российского парламентария главы двух государств Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко, только что подписавшие текст Договора, также поставили свои подписи на белоснежной салфетке, находившейся в числе прочих на приготовленном к банкету столе. Возможно, что “парафированная” таким образом салфетка и по сей день хранится в домашнем архиве Николая Михайловича Харитонова. Если когда-либо в будущем будет организовано какое-либо место мемориального плана (не обязательно музей белорусско-российской интеграции, ибо интеграция наших государств, как и дружба наших народов, есть явление живое и постоянное), то, вероятно, что там найдётся место такому необычному экспонату.
Вот после таких личных реминисценций хотелось бы сформулировать то главное, что автору этих строк довелось ощутить за несколько недель прохождения по дорогам Беларуси с запада на восток. Живущие в современной Беларуси люди — это открытые, доброжелательные и позитивные люди. Повсеместно мне довелось почувствовать это доброе отношение сегодняшних граждан Республики Беларусь ко мне, как представителю Российской Федерации. Не скрою, что особенно приятно было узнавать от некоторых собеседников, с кем доводилось общаться, что они бывали в моей родной Архангельской области и жили там по нескольку лет по работе, как 77-летняя Любовь Павловна из Довска (см. дневниковую запись от 24.03.2012), или по учёбе, как это имело место с Людмилой Прохоровной из сегодняшнего Рогачёвского строительного колледжа (см. дневниковую запись от 23.03.2012). Последний пример того, как в советский период осуществлялся человеческий “переток”, особенно показателен. Уроженец г. Рогачёв Георгий Георгиевич Фруменков, которые в 1970-е годы был ректором тогдашнего Архангельского государственного педагогического института им. М.В. Ломоносова (при нём пишущий эти строки был принят в этот вуз), очень точечно “промотировал” этот “переток”. Не без его земляческо-личного участия во времена СССР и КПСС целая группа в несколько человек из его родной области и города, которым не хватило одного — двух баллов для зачисления в профильные средние специальные учебные заведения в Гомельской области, приехала и поступила на учёбу в северный Архангельск. Наши тогдашние сограждане по СССР — из Белорусской ССР — проучились несколько лет на родной земле Ломоносова, получили здесь квалифицированную специальность, прочувствовали северное гостеприимство и поморский характер живущих здесь людей. Вот таковы были СССР, КПСС и земляческо-человеческий фактор, вместе взятые. Возможно, что в будущем нашим государствам удастся приблизиться к такому высшему пилотажу интеграции, каков был в те времена. А начало было положено 02.04.1996, когда было принято совместное государственническое решение.

Мне лично приятно, что в рамках Белорусского маршрута волонтёрского проекта “КосмоОбоз-2” совместными усилиями гражданина Российской Федерации в моём лице и представителей органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных и культурных учреждений Республики Беларусь, простых граждан Брестской, Минской, Могилёвской, Гомельской и ещё раз Могилёвской областей удалось добиться поставленных целей проекта на Белорусском этапе и внести свой вклад в общую копилку интеграции. Это и КосмоУроки, и логистическая поддержка, и неформальное общение, и просто предложения подвезти или как-то помочь, и сама реальная помощь, и даже такая новая форма мониторинга как GAI-Web (меня реально мониторили и регулярно со мной связывались по телефону с целью выяснить моё реальное местоположение и оказать в случае необходимости помощь). Спасибо всем сердечное! Продолжение последует!” Готов спустя 10 лет подписаться под каждым словом!

Р.S

Прорабатывая весной 2022 г. текст дорожного дневника из весны 2012 г., я с удивлением для себя наткнулся на факт наличия в г. Рогачёв Гомельской области улицы Алексея Елисеева. Посмотрев недавно по карте, я обнаружил, что есть несколько улиц в этом городе, названных в честь советских космонавтов, в частности, улицы Юрия Гагарина, Владимира Комарова, Владислава Волкова, Олега Макарова, Германа Титова, Валентина Лебедева, Петра Климука, Валентина Шаталова, Георгия Берегового, Алексея Леонова, Георгия Добровольского, Виктора Пацаева. Есть там и улица Сергея Павловича Королёва, есть и улица Космонавтов, есть и Звёздный переулок. Возможно, такой плотной космической топонимики больше на найдёшь ни в каком другом городе прежнего СССР. Молодцы рогачёвцы!

Возвращаясь к упомянутой в дорожном дневнике улице Алексея Елисеева, отмечу, что тогда в 2012 г. я и предположить не мог, что спустя 5 лет в рамках другого волонтёрского проекта судьба забросит меня в г. Жиздра Калужской области — на малую родину космонавта под номером 15 нашего Отечества Алексея Станиславовича Елисеева и познакомиться там со сберегательницей памяти о нём Валентиной Васильевной Лесюниной — директором местного музея, перед которым стоит бюст дважды Герою Советского Союза, трижды летавшему в космос (январь 1969 г., август — сентябрь 1969 г., апрель 1971 г. ) А.С. Елисееву (фото — на заставке). См. также о нём в датированном 2016 годом тексте другого автора по ссылке на данном портале: https://msk.kprf.ru/2016/07/13/12319/.

Именно Валентина Васильевна и рассказала нам, участникам нового проекта, о космонавте Елисееве, которому волею судьбы было суждено родится в райцентре Жиздра между Калугой и Брянском 13.07.1934 (будущая мама Елисеева Валентина Ивановна была уже на сносях и поехала на поезде из Москвы в Брянск, где и родился мальчик, которого назвали Алексеем/ взял позднее фамилию матери и зарегистрировали в Жиздринском ЗАГСе, когда маму выписали из районной больницы) И так бывает! Изредка Алексей Станиславович Елиеев, которому нынешним летом должно будет исполниться 88 лет, бывает в городе, ставшем нечаянно его малой родиной, выступает в разных аудиториях, передаёт в дар музею что-либо из экипировки космонавтов.

Отметим, что А.С. Елисеев/ 1-й набор 1966 г. — стоит на сегодняшний день под № 2 в списке космонавтов-долгожителей. Старейшему космонавту нашего Отечества Филипченко Анатолию Васильевичу из 2-го набора ВВС 1963 г. (летал дважды в 1969 и 1974 гг.) 26.02.2022 исполнилось уже 94 года. Третье место в этом списке занимает последний представитель первого отряда космонавтов (1-й Гагаринский набор ВВС 1960 г.), дважды побывавший на орбите (1969, 1976 гг.) Борис Валентинович Волынов. Всем — доброго здравия!