Сегодня выполнялся переход из Гомельской в Могилёвскую область. Уже в 06:40 Космоходок вышел на старт на отметке 147-й км. Покидая Довск и двигаясь на восток, ВМ увидел телегу с лошадью, как оказалось впоследствии, не единственную в этот день. Вскоре показался правый поворот на Сычман (1 км), затем последовало приглашение налево за 2 километра в сторону поселения Кляцiшча/ Клетище. Однако впереди был затяжной подъём, и от приглашения пришлось отказаться. Преодолев путь в горку, КосмоХодок миновал правый свороток сначала на Стараселле/ СТАРОселье (2 км), получается, что не только НОВОселье бывает, а потом левый на Журавiчы/ Журавичи (4 км) и проследовал через населённый пункт Завiдаўка/ Завидовка (почти, как известное Завидово в Тверской области России). Вскоре из КосмоХодока попытались сделать КосмоНавигатора. Ехавшая навстречу машина остановилась, из неё вышел водитель и поинтересовался: “Как заехать на Хатовню?” Поскольку такой Галактики в маршрутном листе КосмоХодока не было, он просто буркнул: “Не знаю”. Скоро последовали уже Новыя Жураваiчы/ Новые Журавичи, где имелся правый поворот на селение Карма/ Корма (17 км). Искушение повернуть направо было преодолено. Затем на маршруте было селение Крыстаполле/ Кристополье и правый свороток на населённый пункт Алешня/ Олешня. В районе остановки Драгунск — примерно посередине дневного перехода — встретилась уже вторая телега с лошадью.
На отметке 127-й км была достигнута граница между Гомельской областью (Рогачёвский район) и Могилёвской областью (Славгородский район). Первым населённым пунктом при вторичном прибытии на Могилёвскую землю и финальной точкой утреннего перехода стало селение Рэкта/ Ректа. Но до автобусной остановки пришлось ещё пошагать в гору и миновать левый поворот на населённый пункт Вялiкая Зiмнiца/ Большая Зимница (4 км) и правый на селение Акцяброва/ Октябрёво (5 км), но “октябрь” = “кастрычнік”. Уже на финише была запеленгована третья телега с лошадью. Таким образом, увиденные сегодня три телеги, запряжённые лошадьми, вполне могли бы составить обоз. Почти космический! На отметке 124-й км маршрут был завершён. 23 км были прошаганы без остановок за 220 минут.
Дождавшись проходящего автобуса в западном направлении, куратор проекта через Довск вернулся в Рогачёв, чтобы оттуда ещё раз начать перемещение на восток, но уже с вещами. Сегодня — день перекантовки. В ожидании проходящего автобуса на Рогачёвской автостанции Вадиму Александровичу довелось пообщаться также с ожидавшей автобуса на Довск 77-летней бабушкой Любовью Павловной. Собеседница рассказала о том, что несколько лет она проработала в Плесецком районе в родной для куратора проекта Архангельской области, а потом в Казахской ССР. Белорусская пенсионерка поделилась, что её старшая сестра 1928 г.р. живёт в России — в ещё более северном Мурманске, но вот давно уже сёстры не виделись. В диалоге особенно резанула ухо Вадима Александровича фраза Любови Павловны: “Всё уже забывается, а вот война не забывается!” Немного рассказала собеседница, как её в 6-летнем возрасте вместе с другими угоняли под Минск, и они остались живыми только потому, что на них не хватило машин, как вместе с матерью она ходила пешком за 25 км от родного дома, чтобы найти хоть какое-то пропитание. Очень любит Любовь Павловна лес, куда до недавнего времени ездила за 8 км на велосипеде, а теперь только ходит пешком, любит собирать лисички, любит дышать лесным воздухом. Вот такой незатейливый получился разговор. Спасибо Любови Павловне за её реальный рассказ! Уже позднее, когда автобус сделал остановку в Довске, ВМ помог своей попутчице перегрузиться с её сумками на велосипед, схоронённый прежде в здании автостанции. Куратор проекта пожелал Любови Павловне благополучно дорулить своим велосипедом примерно 1 км до дома (она сама не едет, а ведёт велосипед, на котором с обеих сторон руля помещены сумки с покупками из Рогачёва), здоровья и всего доброго!
Ближе к вечеру куратор проекта прибыл к месту размещения в славный город Славгород Могилёвской области/ Республики Беларусь — просьба не путать с российским городом Славгород, расположенным на западе Алтайского края в Сибири почти на границе с Казахстаном!
Resume: 26 / 830 (+ 23) / 154 (+ 4)

Послевловие-2022

1/ Поселение Довск с сегодняшней численностью жителей под две тысячи — малая родина одного из шести министров союзно-республиканского Министерства геологии СССР (образовано в 1946 г., упразднено в 1991 г.) Козловского Евгения Александровича (07.05.1929 — 20.02.2022). Будучи по факту пятым по счёту министром геологии СССР, он занимал этот пост в 1975-1989 гг. Но это был не кабинетный министр, ибо ему до назначения на ответственный пост довелось пройти “школу младших командиров” через все служебные ступеньки после окончания Московского геологоразведочного института им. С. Орджоникидзе (до этого закончил Минское артиллерийское училище). С 1953 г. начал работать в Дальневосточном геологическом управлении: старший буровой мастер, главный инженер Гаринской гидрогеологической экспедиции, заместитель начальника геологического отдела, главный инженер, начальник Комсомольской экспедиции. В 1965 — 1973 годах — начальник Технического управления Мингеологии РСФСР, одновременно с 1970 г. — член коллегии республиканского министерства. В 1973 — 1974 годах — директор Всесоюзного НИИ экономики минерального сырья и геологоразведочных работ (ВИЭМС) Министерства геологии СССР и АН СССР, затем — замминистра союзного министерства. Е.А. Козловский как настоящий профессионал внёс большой вклад в развитие отечественной геологии. Он сильно сокрушался, что в 1991 г. профильное министерство, которое он возглавлял почти 14 лет, было фактически ликвидировано. Об этом и написал в 2011 г. тогдашнему Президенту РФ, когда аргументировал свой отказ от получения президентской Почётной грамоты, Вот что, в частности, писал Евгений Александрович Козловский в адрес Д.А. Медведева:

“Меня поставили в известность, что Вы своим Распоряжением от 02.02.2011 наградили меня Почётной грамотой Президента Российской Федерации за заслуги в области образования и многолетнюю плодотворную работу. К сожалению, я не могу принять указанную Почётную грамоту… Как известно, в связи с моим недавним 80-летием (отмечалось в 2009 г.)  Учёный совет Российского государственного геологоразведочного университета, профессором которого я являюсь, представил меня, в соответствии со статусом ордена, к награждению орденом “За заслуги перед Отечеством” второй степени, оценив моё личное участие в укреплении минерально-сырьевой базы СССР — РСФСР, многолетнюю результативную работу на Дальнем Востоке и на посту Министра геологии СССР (1975-1989). Так совпало, что крупные открытия многих видов полезных ископаемых приходятся на указанный период моей работы. Для меня мнение моих коллег является высшей моральной наградой! И я искренне благодарен научному сообществу за столь высокую оценку моей деятельности! А наградили или нет по факту- это второй вопрос!..

… Я пользуюсь случаем, чтобы напомнить Вам, что “сырьевая экономика” зародилась не в советское время, как Вы уверяете, а именно в годы так называемой перестройки. Вы подчеркнули: “Зависимость нашей экономики от сырья возникла не в то время, когда В.В. Путин был Президентом РФ, а уже 40 лет назад. Чтобы это изменить, требуется длительное время”. Так вот, 40 лет назад (в 1970 г.) доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта СССР составляла 15,7%. Эти же товары в структуре российского экспорта в 2008 г. составляли 67,8%. Но дело в том, что в те времена экспорт машин и оборудования составлял 21,5% (в 2008 г. — 4,9%), продовольствия и сельхозсырья — 8,9% (в 2008 г. — 2%). Произошло это потому, что большая часть промышленно-производственного потенциала, унаследованного от СССР, практически развалена в результате бездарного управления экономикой России!

Я, естественно, против бытующего в высших слоях государства мнения о том, что наша вина в том, что у России “сырьевая экономика”. Я считаю, что это великое преимущество, дар свыше! А вот умение использовать экономику нефтяных и газовых денег для прорыва, технологического совершенствования государства — это задача руководства страны. На этом “осёлке” проверяется умение государственного управления и уровень профессионализма! Что же касается перспектив минерально-сырьевого комплекса/МСК, то они сейчас крайне низки. Одной из главных причин тяжёлого положения состояния МСК является то, что произошло разрушение геологической службы страны — главного стержня стратегического исследования недр, научного уровня обеспечения поиска. Материальная база геологии подорвана, распались многие региональные геологические организации, многие организации непродуманно переориентированы и, как результат, снизился уровень кадровой подготовки. Мы считаем, что эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности требует учёта последствий глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определения роли нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом рынке.

Буду искренне благодарен, если Вы задумаетесь над тем, что я написал Вам в этом необходимом послании! Прошу: вдумайтесь, поймите, осознайте! С пожеланием успехов,

Е.А. Козловский, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный геолог РФ, лауреат Ленинской и Государственных премий РФ”.

Прошло 11 лет, а в прошлом месяце Евгения Александровича Козловского, уроженца Довска с Беларуси, не стало…

Р.S

Сегодня в преддверии 54-й годовщины гибели 27.03.1968 в Киржачском районе Владимирской области двух Героев Советского Союза: участника Великой Отечественной войны, лётчика штурмовой авиации, лётчика-испытателя 1-го класса, командира учебного полка Центра подготовки космонавтов, инженера-полковника Серёгина Владимира Сергеевича (род. 07.07.1922), удостоенного этого звания соответствующим указом от 29.06.1945 (медаль № 4990) и первого лётчика-космонавта СССР, полковника Гагарина Юрия Алексеевича (род. 09.03.1934), удостоенного этого звания 14.04.1961 (медаль № 11175), расскажем об инструкторе того завершившегося трагически полёта. Кстати, в период с 1945 г. по 1961 г. между двумя Героями Советского Союза Серёгиным В.С. и Гагариным Ю.А. этого высокого звания были удостоены 6185 человек!

Родился Владимир Сергеевич в Москве в семье служащего. С детства отличался решительным характером и бесстрашием. О небе он мечтал со школьной скамьи, в Красную Армию ушёл добровольцем сразу после окончания 10 классов школы в 1940 году. Там отметили его способности и направили учиться в Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, по окончании которой, В. С. Серёгин был в октябре 1943 г. направлен на фронт. Был рядовым лётчиком, затем водил в бой группы от 4 до 8 самолётов. Воевал в небе Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, освобождал Венгрию и Австрию. Будучи ещё молодым лётчиком, совершил огромное количество боевых заданий, летая на низковысотном ИЛ-2.  В общей сложности выполнено свыше полутораста вылетов боевого значения со штурмом вражеских войск, 50 разведывательных вылетов с фотографированием объектов противника. Проведено 19 воздушных боёв. Не раз, благодаря героизму и мужеству, грамотному и стратегическому подходу к проведению операции этого молодого и серьёзного пилота во время войны были предотвращены налёты немцев на население, склады, спасены жизни советских людей. При штурмовке скоплений техники противника у озера Балатон в Венгрии он выдержал бой с шестёркой “фокке-вульфов”. Будучи раненым, на изрешечённом самолёте дотянул до аэродрома, где выполнил посадку на одном шасси. Сбил в этом бою один истребитель.

Обратимся к другим наградам лётчика. Свой первый орден — Красной Звезды (приказ от 26.02.1944) мл. лейтенант Серёгин В.С. получил за бои в небе над Украинской ССР/ Днепропетровская область. В наградном листе значится: “Тов. Серёгин представляется к правительственной награде за произведённые 10 успешных самолётовылетов, а всего имеет 22 боевых самолётовылета. 30.01.1944 произвёл бомбардировочно-штурмовой налёт по скоплению танков в районе Марьевки, где было сильное зенитное противодействие. Тов. Серёгин, лишённый паники, точно вышел на цель и уничтожил 2 танка. 31.01.1944 произвёл бомбардировочно-штурмовой налёт по скоплению автомашин в районе Сталиндорф, в сплошном зенитном огне прорвался к цели и точно сбросил свой бомбовый груз на цель, после чего загорелось два танка. 01.02.1944 при налёте на скопление автомашин в районе Шолохово, где было большое зенитное скопление, тов. Серёгин смело ринулся на автомашины и поджёг 3 автомашины. 02.02.1944 при налёте в районе Ново-Витебска, где было скопление автомашин, произвёл 4 атаки, поджёг 2 автомашины и один бензозаправщик. 04.02.1944 произвёл штурмовой налёт на станцию Лошкарёвка по скоплению железнодорожных эшелонов, произвёл 3 атаки, поджёг 3 крытых вагона”.

В представлении на награждение уже орденом Красного Знамени (приказ от 30.05.1944) читаем: “ Тов. Серёгин представляется к правительственной награде за произведённые 30 успешных вылетов, а всего за период боевой работы сделал 50 боевых вылетов, из них 4 вылета с ведением воздушного боя, в котором лично сбил одного МЕ-109. 19.03.1944 при бомбардировочном налёте по скоплению пехоты и автомашин в районе Новой Одессы смело ринулся в бой, умелым противозенитным манёвром точно выходит на цель и умело сбрасывает свой бомбовой груз на автомашины, при этом уничтожил 1 автомашину и 1 бензозаправщик. 20.03.1944 при бомбардировочно-штурмовом налёте по скоплению артиллерии и пехоты в районе Вознесенска, где было большое зенитное противодействие и патрулирование истребителей противника, тов. Серёгин, лишённый паники, умелым манёвром вышел на цель и сбросил свои “сотки”, при этом уничтожил склад с боеприпасами. В этот момент тов. Серёгин заметил “мессершмита”, атакующего его товарищей, дал длинную очередь, самолёт противника задымился и резко со снижением ушёл. 24.03.1944 (ровно 78 лет назад!) при бомбардировочном налёте по переправе через реку Буг, где было большое скопление техники и сильное прикрытие зенитной артиллерии/ЗА и истребителями, тов. Серёгин точно выходит на переправу и сбросил свои бомбы. В этот момент их группу атаковало 6 МЕ-109, впереди его две МЕ-109 атаковали ведущего, тов. Серёгин даёт длинную очередь, один МЕ-109 загорается и камнем врезается в землю, при этом группа ИЛ-2 сбила три МЕ-109”.

Также процитируем наградной лист к приказу от 20.09.1944 — на второй орден Красного Знамени: “Представляется к правительственной награде за произведённые 50 успешных самолётовылетов, а всего имеет 80 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники врага. 21.08.1944 при бомбардировочно-штурмовом налёте на танки и автомашины в районе Каушаны-Опач/ Молдавская ССР внезапной атакой точно покрыл танки своими бомбами, поджёг 1 танк, 1 бензозаправщик и последующими двумя атаками поджёг пушечно-пулемётным огнём одну автомашину и уничтожил до отделения пехоты противника. 22.08.1944 совершил бомбардировочно-штурмовой налёт по окружённой группировке, где было большое скопление живой силы и техники в районе Резены, Милоешти, сделал 4 атаки до полного расходования боеприпасов и уничтожил 2 автомашины, своими бомбами подорвал один склад с боеприпасами и уничтожил до двух отделений пехоты. 24.08.1944 сделал 2 боевых вылета по окружённой группировке в районе Сирата-Гольбены и Голбено-Гура, пушечно-пулемётным огнём уничтожил 3 автомашины, 5 повозок. За произведённые 50 успешных боевых самолётовылетов, за проявленные доблесть и мужество тов. Серёгин достоин правительственной награды”.

Очередной наградной лист (приказ от 31.01.1945): “Представляется к правительственной награде за произведённые 105 успешных боевых вылетов, из них 12 вылетов на Будапештском направлении. 20.12.1944 в составе группы 6 ИЛ-2 ведущим пары, производил бомбардировочно-штурмовые действия по танкам, артиллерии и автомашинам в районе Батьян. На подходе к цели группа была встречена сильным заградительным огнём ЗА противника, тов. Серёгин, не обращая внимания на это, пробивается к цели, сбросив бомбы, он уничтожил 2 автомашины и 1 бензозаправщик, при выходе из атаки он заметил, как ФВ-190 бьёт по товарищу, тов. Серёгин бросается на выручку товарищу, нажав на гашетки пушек и пулемётов, даёт длинную очередь по ФВ-190, который задымил и резко ушёл вниз, этим самым тов. Серёгин спас своего товарища. 24.12.1944 группа 6 ИЛ-2 производила бомбардировочно-штурмовой налёт по железнодорожной станции Бодайк/ Венгрия, где было большое противодействие ЗА и истребителей противника, на подходе к станции противник открыл сильный заградительный огонь, несмотря на это, тов. Серёгин пробивается к цели и сброшенными бомбами уничтожает 3 крытых вагона с боеприпасами. В это время группу атаковали 4 МЕ-109, тов. Серёгин принимает смелое решение и отвлекает истребителей от группы, в это время наши истребители завязали с ними бой, этим самым тов. Серёгин дал возможность группе свободно действовать над целью”. Награждён орденом Отечественной войны I степени.

Следующее представлению к награждению орденом Отечественной войны II степени от 23.05.1945 за бои за несколько недель до Победы: “Представляется к правительственной награде за произведённые 48 успешных боевых вылетов, а всего имеет 168 боевых вылетов. 23.03.1945 группа 12 ИЛ-2 наносила бомбардировочно-штурмовой удар по скоплению танков, автомашин и живой силы противника в районе Папа. Цель прикрывалась сильным огнём ЗА противника, тов. Серёгин умелым манёвром зашёл на цель, точным попаданием бомб и пулемётно-пушечным огнём уничтожил 1 танк, 3 автомашины с пехотой до 30 человек. 19.04.1945 группа 14 ИЛ-2 наносила бомбардировочно-штурмовой удар по автомашинам, бронетранспортёрам и живой силе противника в районе Санкт-Пёльтен/ Австрия. Отбившись от пары атак истребителей противника, тов. Серёгин зашёл на цель, прицельным бомбометанием и пулемётно-пушечным огнём уничтожил два бронетранспортёра и 4 автомашины с боеприпасами. 25.04.1945 группа 5 ИЛ-2 наносила бомбардировочно-штурмовой удар по скоплению автомашин и повозок в районе Брно/ Чехия. Несмотря на плотное прикрытие цели огнём ЗА противника, тов. Серёгин точно вышел на цель и метко бросил бомбы, после чего наблюдался взрыв огромной силы”.

Героем Советского Союза Владимир Серёгин стал, когда до его 23-летия оставалось несколько дней. Уже в послевоенной время В.С. Серёгин был награждён медалью “За боевые заслуги”, а в 1956, 1957 и 22.02.1968 – тремя орденами Красной Звезды. Дата выбытия из ВВС СССР: 27.03.1968.

В ту роковую среду В.С. Серёгин и Ю.А. Гагарин выполняли тренировочный полёт на МиГ-15УТИ. В районе деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области по невыясненной причине самолёт вошёл в штопор, для вывода из которого не хватил высоты. Экипаж погиб. Инструктору В.С. Серёгину было полных 45 лет, а Ю.А. Гагарину только исполнилось 34 года. В Советском Союзе был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства. Оба похоронены в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве (фото — на заставке). Будем помнить!