Сегодня выполнялся пост-Слуцк-2 (накануне был пост-Слуцк-1, а перед этим пред-Слуцк). Рано утром куратор проекта на проходящем автобусе переместился в Бобруйский район Могилёвской области, где стартовал на запад в селе ГлУша(ударение на первый слог) с отметки 262-й км. Поскольку финишировать (при реверсивном варианте) требовалось на указателе 300-й км, то предстоящий дневной переход составлял 38 км, пройти которые требовалось достаточно оперативно, чтобы успеть на пригородный поезд из Старых Дорог в Слуцк, ибо следующего пришлось бы ждать несколько часов. Именно потому сегодняшний переход делался с ограниченным числом кратких по времени остановок — в основном для переодевания.
Стартовав в Глуше в 08:45, КосмоХодок должен был идти с почти КосмоКрейсерской скоростью — около 6 км/час. Сначала был преодолён правый поворот на Асiповiчы/ Осиповичи, где также имеется железнодорожная станция. Влево ушла дорога Р34 на Чырвоне Агарод/ Красный Огород (2 км), на райцентр Глуск (23 км) и на Азарычы/ Озаричи (95 км). Затем на пути была остановка Дачнае/ Дачное. Уже после этого была достигнута граница Бобруйского и Глусского районов, после чего дорога прошла под ЛЭП мимо остановки Дачы/ Дачи. Направо ушёл поворот на Яўсеевiчы/ Евсеевичи (1 км). Затем маршрут прошёл по мосту через реку Пцiч/ Птичь и через Завалочыцы/ Заволочици. Вскоре КосмоХодок вступил в Сiманавiчы/ Симоновичи. Потом было селение Горнае/ Горное с некоторым намёком на гористость окружающей местности. Скоро показались Ясянцы/ Ясенцы и ещё раз левый поворот на Глуск (уже 26 км), а также на селение Бабiрова/ Бабирово (4 км) по дороге Н-10227 (даже такие обозначения встречаются).
И вот уже после нехилого спуска достигнута граница Могилёвской и Минской областей. Именно где-то здесь притормозил минивэн фургонного типа, двигавшийся также на восток, открылась дверь кабины и на чистом белорусском языке водитель задал состоящий из одного слова вопрос: “ПадвЕсти?” (версия написания — автора, но ударение именно на втором слоге), но русское “подвезти” = “пiдвезти” и “подвозить” = “падвозіць”. Поблагодарив за предложение, КосмоХодок двинулся дальше, ибо времени до прихода пригородного поезда в Старые Дороги для возвращения в Слуцк оставалось всё меньше. Дорога в течение некоторого времени проходила по краю гигантского поля, где были видны снегозащитные ограждения. Затем были преодолены селение Паставiчы/ Пастовичи и река Арыжня. Вскоре начался населённый пункт Новыя Дарогi/ Новые Дороги, в котором был правый свороток на селение, в белорусском названии которого имеется 5 гласных букв “а”. Называется он Дараганава/ Дараганово/ в русском три “а” и два “о” (25 км). После преодоления левого своротка на Кармазы (13 км) был получен асимметричный ответ на пять “a” в белорусском написании, поскольку название местного лесничества, образованного от имени селения Новыя Дарогi, предлагало в русском написании уже пять “o” — “Новодорожское лесничество”.
Приглянулась куратору проекта стоящая на ограждённой территории рядом со зданием этой организации вышка (примерно 9 ярусов по 1,5-2 м каждый) со смотровой площадкой вверху и лесенкой для подъёма. Захотелось подняться и обозреть с высоты окружающую местность, но неумолимое приближение грядущего поезда к Старым Дорогам заставляло ускорить шаг в Новых Дорогах. Также смог куратор проекта увидеть, как в Новых Дорогах по главной улице – Шоссейной — ведутся подготовительные работы для прокладки пешеходной дорожки, при этом был замечен теодолит – один из главных геодезических инструментов, которые также широко применяются в организации, где работает между обозами Вадим Михайлов, — в геодезической фирме “Центр Инженерных Геотехнологий” в г. Видное Московской области. Уже после входа в Старые Дороги — с восточной стороны — на уже знакомую с предыдущего дня сквозную Московскую улицу, куратор проекта увидел указатель правого поворота на селение Аляксандраўка/ Александровка (4 км) и вспомнил о польской Александровке. Почти ремейк! Наконец примерно в 15:15 КомсоХодок достиг отметки 300-й км, после чего быстро направился в железнодорожной станции Старые Дороги. Успел! 38 километров были прошаганы за 6,5 часов = 390 минут, т.е. 1 км преодолевался за 10 минут с хвостиком.
По возвращении в Слуцк началась подготовка к перекантовке багажа к следующему месту размещения — уже в Бобруйском районе. При заключительном общении с Владимиром Андреевичем Паздериным, уроженцем Пермской области/ сейчас — Пермский край и ныне гражданином Республики Беларусь, Вадим Александрович Михайлов ещё раз поблагодарил за гостеприимство на Слуцкой земле. Перед отбытием из Минской области в соседнюю Могилёвскую область у куратора проекта была возможность осмотреть памятную доску, установленную на камне-валуне в общем дворе нескольких пятиэтажных жилых домов, расположенных по улице Гагарина. Она была установлена служившими здесь ветеранами РВСН в ознаменование отмечавшегося в прошлом году 50-летия первого полёта человека в космос. На памятной доске помимо портрета Ю.А. Гагарина приведены слова космонавта № 1, а также цитата С.А. Косберга (также в Слуцке имеется улица Косберга). Так в Слуцке хранят историческую память. Случчанам — спасибо!
Resume: 20 / 693 (+ 38) / 136 (+2)

Послесловие-2022

1/ Не получилось, к сожалению, скоммуникировать спустя 10 лет с Владимиром Андреевичем Паздериным, хотя на сайте Слуцкого центра туризма указано, что он по-прежнему трудится там директором. Хорошая стабильность!

Р.S

Хотелось бы вернуться к одному событию, которое мельком упоминалось в одном из предшествующих текстов. Согласно информации от прежнего директора Томашовской школы Желенюка Алексея Николаевича от 09.07.2012, на 22.07.2012 был намечен старт белорусского спутника, в подготовку которого в дни своего 70-летнего юбилея был вовлечён Пётр Ильич Климук. Теперь поподробнее.

БКА или БелКА (аббревиатура от белорусского Беларускі касмічны апарат — Белорусский космический аппарат) — второй белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли, созданный по заказу Национальной академии наук Беларуси (на заставке — выпущенная в 2014 в Беларуси марка с белорусским спутником). Запуск был осуществлён с космодрома “Байконур” 22.07.2012 в 09:41 по минскому времени вместе с российским спутником “Канопус-В”. Примерно за 43 минуты спутник был выведен ракетой-носителем “Союз” и разгонным блоком “Фрегат” на орбиту высотой примерно в 500-520 км. Имелось в виду, что спутник должен был войти в группировку спутников, которая будет использоваться в проектах Союзного государства. Масса спутника составила 400 кг, разрешение — 2,1 метра (монохромное) и 10,5 метров (мультиспектральное). С запуском спутника Беларусь вошла в число космических держав мира.

22.07.2012 примерно в 11 часов утра по минскому времени в ЦУП поступило первое сообщение от спутника. Спустя два месяца – 29.08.2012 года со спутника начали поступать первые космические снимки. Первоначальный срок эксплуатации составлял 5 лет и истекал в июле 2017 года. Однако оценив техническое состояние и запасы горючего, завод-изготовитель продлил срок эксплуатации спутника до конца 2018 года. На 2017 год Республика Беларусь являлась основным потребителем информации, при этом она передаётся государственным органам бесплатно: снимки с белорусского спутника используют пограничники, спасатели, землеустроители, лесники — всего более 20 предприятий и организаций 11 республиканских органов государственного управления страны. Подсчитано, что 5 лет доходы от проекта превысили расходы на 8 млн долларов, а за 7 лет эксплуатации на 18 млн долларов.

С запуском спутника Республика Беларусь получила возможность реально участвовать в международных структурах и проектах. 01.11.2013 страна была принята в члены Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (на 2019 год в этот список входило 37 стран мира).

Запланированный срок эксплуатации составлял 5 лет с момента выхода на орбиту — до 2017 года). Этот срок несколько раз продлевали и по состоянию на 2020 год он составил по 2021 год включительно, когда запланирован вывод еще одного спутника. Расчётно имелось в виду, что дальнейшем решение о продлении эксплуатации спутника должно было приниматься ориентировочно во второй половине 2021 года после анализа его технического состояния. По состоянию на текущую дату длительность полёта превышает 9 с половиной лет.

Р.S.S

Накануне, 18.03.2022 в 18:55 по московскому времени, с космодрома Байконур был выполнен пуск ракеты-носителя “Союз-2.1а” с пилотируемым кораблем “С. П. Королёв” (Союз МС-21). Через 529,2 секунды корабль отделился от третьей ступени носителя на целевой орбите. Впервые за время существования Международной космической станции/ МКС в экипаж вошли три профессиональных космонавта Роскосмоса — Олег Германович Артемьев, Денис Владимирович Матвеев и Сергей Владимирович Корсаков. Старт, разделение ступеней пилотируемого корабля, а также раскрытие антенн и панелей солнечных батарей прошли в штатном режиме. По предварительной информации, ракета-носитель вывела корабль на орбиту со следующими параметрами: минимальная высота над поверхностью Земли: 199,7 км; минимальная высота над поверхностью Земли: 243, 5 км; период обращения: 88,65 минуты; наклонение: 51,67°.Отметим, что впервые в истории все три члена экипажа являются выпускниками Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. О. Г Артемьев и С. В. Корсаков окончили факультет энергомашиностроения, а Д. В. Матвеев — факультет информатики и систем управления. Именем же самого выдающегося выпускника прославленной “Бауманки” — Сергея Павловича Королёва — назван корабль “Союз МС-21”. В связи с этим Госкорпорацией “Роскосмос” было принято решение назвать данный запуск “Бауманским стартом”.

Готовились к встрече гостей находящиеся на борту МКС два космонавта Роскосмоса Антон Николаевич Шкаплеров/ 4-й полёт и Пётр Валерьевич Дубров/ 1-й полёт, а также четыре астронавта NASA 1/ Марк Ванде Хай/ Mark Vande Hei; 2/ Раджа Чари/ Raja Chari; 3/ Томас Маршбёрн/ Thomas Marshburn, 4/ женщина-астронавт Кайла Бэррон/ Kayla Barron и астронавт Европейского космического агентства Маттиас Маурер/ Matthias Maurer (ФРГ). К доставке на МКС было подготовлено около 150 кг грузов, в т.ч. средства санитарно-гигиенического обеспечения и материалы медико-биологических экспериментов, бортовая документация и расходные элементы служебной аппаратуры, предметы одежды и личные вещи космонавтов, а также свежие продукты и стандартные рационы питания.

Об экипаже космического корабля “С.П. Королёв”:

1/ Олег Германович Артемьев — Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ, имеет за плечами два полёта в космос общей продолжительностью около 366 суток (2014 и 2018 гг.). Родился 28.12.1970 года в г. Риге (Латвийская ССР). После службы в армии и окончания МГТУ имени Н. Э. Баумана с 1998 года работал в РКК “Энергия” имени С. П. Королёва, где занимался разработкой бортовой документации и экспериментальной отработкой методик и оборудования внекорабельной деятельности в условиях моделирования невесомости на стенде “Селен” и гидроневесомости в гидролаборатории ЦПК имени Ю. А. Гагарина. Решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов 29.05.2003 года зачислен в отряд космонавтов РКК “Энергия”.

2/ Денис Владимирович Матвеев — космонавт-испытатель Роскосмоса, выполняет свой первый космический полёт. Родился 25.04.1983 в г. Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). В 2000–2006 гг. обучался в МГТУ имени Н. Э. Баумана по специальности “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети”. С 2006 года по 2009 год работал младшим научным сотрудником 50-го отдела ЦПК имени Ю.А. Гагарина, а с 2009 года — ведущим инженером 5-го отдела ЦПК. В 2010 году назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов ЦПК имени Ю. А. Гагарина (15-й набор).

3/ Сергей Владимирович Корсаков — космонавт-испытатель Роскосмоса, стартовал в свой первый космический полёт. Родился 01.09.1984 г. в городе Фрунзе (Бишкек) Киргизской ССР. В 2006 году окончил с отличием МГТУ имени Н. Э. Баумана по специальности “Ракетные двигатели”, инженер. Второе высшее образование получил по специальности “Менеджмент организации”. До зачисления в отряд космонавтов Роскосмоса работал гендиректором ООО “Инфо Капитал Групп”. В 2012 году решением Межведомственной комиссии рекомендован к зачислению на должность кандидата в космонавты-испытатели (первый открытый набор в отряд космонавтов Роскосмоса).

Полёт корабля проходил по двухвитковой схеме сближения с МКС. Стыковка пилотируемого корабля “С. П. Королёв” (Союз МС-21) с экипажем 67-й длительной экспедиции на МКС к узловому модулю “Причал” российского сегмента МКС была запланирована на 18.03.2022 в 22:05:55 мск (±3 мин). Однако при стыковке случилась нештатная ситуация. По словам руководителя полетов российского сегмента МКС Владимира Алексеевича Соловьева, по невыясненной причине что-то случилось с системой стыковки и сближения. Это случилось на расстоянии примерно 180 метров от МКС. Опоздание перед первоначальным планом составило семь минут. Также руководитель полета рассказал, что в данном случае «Союз» впервые стыковался с модулем «Причал» и что экипаж проявил себя «достаточно успешно». Стыковка корабля и Международной космической станции состоялась 18.03.2022 в 22:12.

После экипаж подготовился к выполнению операций по открытию переходных люков: осуществил контроль герметичности отсеков корабля, переход на объединённое питание, выравнивание давления между кораблем и станцией, а также снятие и сушку полётных скафандров “Сокол КВ-2”. По окончании проверки герметичности стыка между космическим кораблем и узловым модулем “Причал” уже после полуночи 19.03.2022 (расчётно в 00:20) были открыты переходные люки, и российские космонавты О. Г. Артемьев, С. В. Корсаков и Д. В. Матвеев перешли с корабля “Союз МС-21” на Международную космическую станцию. Впервые на борту МКС — пять российских космонавтов. Работу на МКС начал работу экипаж из 10 человек: 5/ РФ, 4/ США и 1/ ФРГ.

Планируемая продолжительность работы экипажа 67-й длительной экспедиции — 195 суток (до 30.09.2022). В программе новой экспедиции — около полусотни научно-прикладных исследований и экспериментов, проведение регламентных работ, связанных с поддержанием работоспособности станции, и дооснащение её оборудованием, доставляемым грузовыми кораблями. Перед стартом командир экипажа Олег Германович Артемьев подчеркнул, что важными задачами предстоящей экспедиции станет техническое обслуживание и ремонт станции, выполнение программы научно-прикладных исследований и внекорабельная деятельность. В частности, экипаж готовится выполнить до семи выходов в открытый космос. Они связаны с работами по интеграции в МКС модулей “Наука” и “Причал”. Ожидается в т.ч. проведение 19 исследований по космической биологии и физиологии, 19 — по отработке перспективных космических технологий, 7 — по космическому материаловедению, 2 — по физике космических лучей, один — по исследованию Земли из космоса (эксперимент “Терминатор”) и оставшиеся пять — практические задачи и образовательные мероприятия. Выполнение пяти экспериментов планируется в автоматическом режиме.

Планируется, что 30.03.2022 на Землю вернётся экипаж пилотируемого корабля “Союз МС-19” в составе космонавтов Роскосмоса А. Н. Шкаплерова и П. В. Дуброва, а также астронавта NASA М. Ванде Хая. Отметим, что П.В. Дубров и Ванде Хай прилетели на МКС 09.04.2021 года на корабле “Ю. А. Гагарин” (Союз МС-18) вместе с космонавтом Роскосмоса Олегом Викторовичем Новицким, а А.Н. Шкаплеров прибыл на МКС 05.10.2021 на корабле “Союз МС-19”.

Космос продолжается!