С раннего утра в воскресный день начался путь с запада на восток. Старт был сделан на месте финиша предыдущего дня: на конечной остановке автобуса № 6, который проходит по главной магистрали Слуцка — улице Ленина — из конца в конец. Прошагав порядка десяти километров, в том числе мимо перпендикулярной к ул. Ленина — улицы Гагарина, Космоходок достиг восточной границы города, где находится льнозавод. Затем он пересёк реку Случ/ Случь и скоро проследовал мимо правого поворота на поселения Падзер/ Падерь и левого — на Малая Падзер/ Малая Падерь. Затем остался позади правый свороток на Прошчыцы/ Прощицы (3 км), мост через реку Вясея/ Весея, правый поворот на селение Слабада/ Слобода. Затем было проследование через названный по реке населённый пункт Вясея. Снова поворотные указатели: на поселение Бярозаука/ Берёзка и Паўстынь/ Повстынь. Далее по очереди следовало приглашение направо в сторону населённых пунктов: Камора (2 км), Буслаўка/ Бусловка (3 км) и Ленькi/ Леньки (1 км). Пришлось отказаться. Далее на маршруте раскинулось Чырвонае Сяло/ Красное Село, из которого был правый поворот на селение Муравiшчына/ Муравищина (1 км). Отметим, что “муравей” по-белорусски “мурашка”. Скоро на трассе было уже следующее поселение Васiлькова/ Васильково. И снова поворот вправо на Амговiчы/ Омговичи (4 км).
После проследования мимо правого своротка на населённый пункт Лошыца/ Лошица (2 км) куратор проекта вступил на территорию селения Калiта/ Калита. Здесь установлен военный обелиск в память о погибших здесь 27.06.1941 — на шестой день войны — 69 воинов Красной Армии, которые в течение суток сдерживали движение на восток двух танковых дивизий противника. Из надписи на другом обелиске ВМ узнал, что в годы Великой Отечественной войны в этих краях действовала партизанская линия “Север — Юг”, “Юг — Север”. Вскоре показался уже левый поворот на Стары Гуткоў/ Старый Гутков (1 км). Затем было достигнуто пересечение Р-43 с Р-57, ведущей на населённые пункты Урэчча/ Уречье, Жыткавiчы/ Житковичи и Любань. Также вправо был поворот на селение Кучына/ Кучино. Затем ВМ достиг правого поворота на поселение Сорагi/ Сороги (6 км), малую родину Константина Васильевича Герчика и далее — левого уже на Новы Гуткоу/ Новый Гутков (1 км).
Следует заметить, что по случаю тёплой солнечной погоды КосмоХодок впервые перешёл в середине дня на летнюю форму “скафандра”. Далее следовал повторный поворот на Сорагi (уже 4 км) и единственный — на селения Новы Рабак/ Новый Рабак (7 км) и Волашава/ Волошево. После того, как куратор проекта миновал левый поворот на селения Рыжыца/ Рыжица и Мелiтонава/ Мелитоново (3 км), он пересёк границу Слуцкого и Стародорожского районов и вступил на территорию ОАО “Асвiица”/ “Освица”. Затем был левый свороток на селения Селiшча/ Селище (1 км) и Мядзведня/ Медведня, а также правый на поселение Дабранка/ Добрянка (2 км). Вот уже на пути появились Паськава Горка/ Паськова Горка. Просто Горкi/ Горки зазывали пойти налево. Также как и Наваселкi/ Новосёлки (14 км) и Вялiкi Бор/ Великий Бор (27 км). У военного монумента, посвящённого погибшим солдатам, партизанам и жыхарям/ жителям, на 54 плитах выбиты 322 фамилии жителей села Паськава Горка.
И снова своротки: вправо на Языль (9 км) и Ляскi/ Лески (12 км), а также налево на селения Арэса/ Ореса и Пад’ямянец/ Подъяменец. После долгого промежутка времени, когда населённые пункты или повороты к ним отсутствовали, встретился промышленный объект “Беларуская пс. 750”. Скоро замаячило село Солан/ Солон, а после него уже стоял знак на входе в город Старыя Дарогi/ Старые Дороги. Налево ещё уходил дорога на поселение Слабодка/ Слободка (1 км). С правой стороны обратил на себя внимание спортивный комплекс с космическим названием “Звезда” и девизом Олимпийских игр “Быстрее! Выше! Сильнее!” Подумалось, что этот же слоган применим в принципе к космическим стартам. Уже в самом райцентре Старые Дороги, вскоре после остановки “Пос. Новый”, стоял монумент в память о подвиге двух комсомолок-подпольщиц Анны Королёвой и Софьи Бабаковой. Также справа от дороги высился на постаменте танк.
Но это недавняя история этого места — сегодняшнего райцентра. А само село Старые Дороги имеет уже почти пятивековую историю (основано в 1524 г.). Приятно удивило КосмоХодока название центральной сквозной улицы — Московская. Уже в районе железнодорожных путей уходила влево трасса Р-92 в направлении селения Мар’iна Горка/ Марьина Горка (70 км) и дорога вправо на Прусы (28 км). Наконец многочасовой переход с 354-го километра до 300-го километра был завершён. Пожалуй, это самый длинный этап из всех маршрутных дней. Кто больше?
Resume: 19 / 655 (+ 44) / 134 (+11)

Послесловие-2022

1/

Скульптурный памятник Анне Королёвой и Софье Бабаковой был установлен в 1984 году по инициативе собравших средства комсомольцев райагротехники и колхоза “Нива” в райцентре — городе Старые Дороги, на пересечении ул. Московская и ул. Кривошеина, в честь двух подпольщиц, казнённых фашистами 22.10.1942.  Ныне девушки являются одними из самых известных участников движения сопротивления на Стародорожчине. Обе девушки были родом из России. После начала Великой Отечественной войны они остались в Старых Дорогах как беженки, устроились на работу. Комсомолки решительно и смело включились в подпольную борьбу. Местные жители запомнили девушек красивыми, весёлыми, жизнерадостными. Девчата проводили разведывательную работу, оперативно передавали сведения партизанам. Немцы стали подозревать подпольщиц, оставаться в городе им стало опасно. Подпольщицы ушли в партизанский отряд, продолжали борьбу с врагом: разносили по деревням листовки, перевязывали раненых, при необходимости стреляли из автоматов. Выполняя очередное задание, партизанки нарвались на немецкую засаду. Завязался бой, девушки отстреливались до последнего патрона, гитлеровцы обошли их со всех сторон и взяли живыми. В фашистских застенках над девушками жестоко издевались, но они молчали. Во время публичной казни в старом городском парке, куда были согнаны жители, Аня Королёва после прощания с Соней Бабаковой крикнула: “Люди, не плачьте! Верьте! Красная Армия уничтожит фашистов! Вы будете свободными! Прощайте!” Только спустя несколько дней их удалось похоронить. Память о них жива в сердцах тех, кто сегодня живёт в Стародорожском районе. Героическая история Стародорожчины, память о её защитниках и жертвах фашизма, о невосполнимых утратах в годы войны увековечены в мемориалах и памятниках. Всего на территории района имеется 76 захоронений и 17 памятников.

Р.S

Сегодня исполняется 57-я годовщина со дня выхода первого человека в открытый космос. Это произошло впервые в истории мировой цивилизации 18.03.1965 во время полёта советского космического корабля “Восход-2”, выполненного 18-19.03.1965. Первым человеком в открытом космосе стал гражданин СССР Алексей Архипович Леонов. Расскажем об этом прославленном человеке.

Родился А.А. Леонов 30.05.1934 в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. В 1953 г. окончил 10 классов средней школы №21 г. Калининграда. В 1955 г. окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг (поступил по комсомольскому набору). В 1957 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). С 30.10.1957 года служил лётчиком 113-го истребительного авиационного полка (ИАП) 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии (гв. ИАД) 69-й Воздушной армии (ВА) Киевского военного округа. С 14.12.1959 служил старшим лётчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й ВА в составе Группы советских войск в Германии. К моменту зачисления в отряд имел налёт 278 часов.

07.03.1960 приказом Главкома ВВС №267 А.А. Леонов был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС. С 16.03.1960 по 30.03.1961 прошёл общекосмическую подготовку (ОКП) и 03.04.1961 успешно сдал выпускные экзамены. 04.04.1961 был назначен на должность космонавта и получил квалификацию “космонавт ВВС”. С 16.01.1963 был космонавтом отряда космонавтов ЦПК ВВС.

С 15.08.1964 по 25.02.1965 проходил подготовку в качестве второго пилота основного экипажа космического корабля/ КК “Восход-2” (в качестве командира планировался Павел Иванович Беляев/1925-1970) по программе выхода в открытый космос. Было выполнено 12 полётов на Ту-104ЛЛ с отработкой выхода в открытый космос на макете “Восток-ЗКД” (“Восход-2”) и 6 полётов на Ил-14. Но 09.03.1965 на созванном вечером на космодроме Байконур совещании одним и з членов Комиссии по отбору первых советских космонавтов в отряд, специалистом в области авиационной и космической медицины Евгением Анатольевичем Карповым/ 1921-1990 был поставлен вопрос о замене основного экипажа в связи с тем, что во время одного из тренировочных полётов у П. И Беляева были зарегистрированы единичные экстрасистолы (добавочные сокращения сердца). Однако так как все испытания и функциональные пробы космонавт перенёс хорошо за то, чтобы экипажем №1 оставить экипаж П.И. Беляева и А.А. Леонова высказались Николай Петрович Каманин/ 1908-1982, начальник Третьего Главного управления при Минздраве СССР Владимир Николаевич Правецкий/ 1921-1980, председатель Главной медицинской комиссии Александр Николаевич Бабийчук/ 1911-2002, Сергей Павлович Королёв/ 1907-1966. В итоге основной экипаж был утверждён именно в этом составе.

Алексей Архипович Леонов выполнил свой первый полёт с 18 по 19.03.1965 года в качестве второго пилота КК “Восход-2” вместе с Павлом Ивановичем Беляевым. В ходе полета он совершил первый в мире выход в открытое космическое пространство продолжительностью 23 минуты 41 секунда (из них 12 минут 09 секунд вне корабля, удалялся от корабля на 5,35 метра). При выходе возникли несколько нештатных ситуаций. При возвращении на Землю из-за отказа системы автоматического управления (из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце) П.И. Беляев осуществил ручное управление посадкой, которая произошла в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. Экипаж был обнаружен через четыре часа после посадки в тайге между деревнями Сороковая и Щучино Березниковского района, но из-за глубокого снега был эвакуирован с места посадки только через двое суток. Продолжительность полета составила 1 сут 02 ч 02 мин 17 с.

С 27.04 по 27.05.1971 проходил подготовку в качестве командира основного экипажа для полета по программе первой экспедиции на долговременную орбитальную станцию-1/ ДОС-1 “Салют” на КК “Союз-11” вместе с Валерием Николаевичем Кубасовым/ 1935-2014 и Петром Ивановичем Колодиным/ 1930-2021 (опыта космических полётов не имеет). 04.06.1971 (за два дня до старта) решением Госкомиссии основной экипаж был отстранён от полёта из-за обнаруженного у В.Н. Кубасова затемнения в лёгких. В полёт был направлен дублирующий экипаж (Георгий Тимофеевич Добровольский/ 01.06.1928-30.06.1971, Владислав (“Вадим”) Николаевич Волков/ 23.11.1935-30.06.1971, Виктор Иванович Пацаев/ 19.06.1933-30.06.1971). Все трое погибли при разгерметизации спускаемого аппарата “Союз-11” во время возвращения на Землю. Похоронены в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Последующий планировавшийся на 20.07.1971 старт на космическом корабле “Союз-12”, где А.А. Леонов должен был лететь в качестве командира экипажа, из-за гибели экипажа “Союза-11″ был отменён.

С мая 1973 по 16.06.1975 проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе ЭПАС (Экспериментальный полёт “Аполлон” — «Союз”) вместе с Валерием Николаевичем Кубасовым. Второй полёт А.А. Леонов выполнил с 15.07 по 21.07.1975 в качестве командира КК “Союз-19” по программе ЭПАС вместе с В. Н. Кубасовым. В ходе полета впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран — “Союз-19” (СССР) и “Аполлон” (США). Продолжительность полёта составила 5 сут 22 ч 30 мин 51 с.

Суммарная продолжительность полётов чуть превысила 7 суток (7 сут 00 ч 33 мин 08 с). А.А. Леонов — почётный гражданин около 40 городов России и других стран мира. Среди наград иностранных государств имеется, в частности, “Золотая медаль партизана” (Италия, 1967). Его именем назван один из кратеров на Луне. В 2012 году в его честь был переименован аэропорт областного центра Кемерово. Скончался 11.10.2019 года. Похоронен 15.10.2019 на Федеральном военно-мемориальном кладбище в г. Мытищи Московской области.

Р.S.S

У меня осталось в памяти, как будучи на переходе из 9-го в выпускной 10-й класс мы летом 1975 г. работали в трудовом лагере от нашей школы в деревне Великая Верхнетоемского района Архангельской области. Помню, с каким нетерпением мы ждали приходившие с некоторой задержкой центральные газеты из Москвы, чтобы прочитать про программу ЭПАС, а потом провести очередную политинформацию для местных жителей в деревенском клубе. Это было незабываемое чувство гордости за нашу страну, за наших космонавтов, за успех международного космического проекта. Здорово!