Утром куратор проекта убыл из Бреста. При содействии водителя Александра и сопровождающего Юрия были решены две задачи: самого В. Михайлова довезли до населённого пункта Лука в Кобринском районе, откуда был сделан старт в северо-восточном направлении, а вещи КосмоХодока были благополучно доставлены к следующему месту размещения в Берёзовском районе. Таким образом, куратору проекту не пришлось на начальном этапе Белорусского маршрута выступать в роли “челнока”, как это имело место в Польше: сначала обеспечивать перекантовку сумок, а потом от нового места размещения вновь перемещаться к соответствующему месту старта. Спасибо брестчанам/ берестейцам!
Вскоре после 9 часов утра КосмоХодок вышел на маршрут и продолжил движение по Р-2 или так называемой “старой” дороге, идущей параллельно Минской трассе в нескольких километрах западнее. На пути сначала встретился левый поворот на поселение Зосiна/ Зосина. Сразу после этого была обозначена граница Кобринского и Берёзовского района.
КосмоХодока на остановочном пункте для отдыха ждала приветственная надпись: “СЕРДЭЧНА ЗАПРАШАЕМ АДПАЧЫЦЬ”/ “СЕРДЕЧНО И ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ОТДОХНУТЬ”. Но поскольку путь только начался, то воспользоваться сим приглашением, чтобы “адпачыць”/ “отпасть для отдыха” не пришлось.

Вскоре по правую руку у дороги В. Михайлову встретился военный обелиск с краткой надписью: “Мл. лейтенант Новик Николай Иванович, сержант Будников Николай Николаевич пали смертью храбрых в бою при защите нашей Родины, 23.06.1941”. Выходит, что герои погибли уже на второй день войны и случилось это примерно в 100 км к северо-востоку от Бреста. Подтверждалось то, что было известно со школы, что в первые дни войны натиск гитлеровской военной машины был мощным и стремительным. Но несмотря на это, в тылу наступавших немецко-фашистских захватчиков ещё в течение долгого времени сохранялись очаги сопротивления военнослужащих Красной Армии, сковывавших значительные силы оккупационных войск и тем самым способствовавших торможению движения войск вермахта на восток. ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!
Путь продолжался. Были пройдены правый поворот на Горск (1 км) и левый — на Малеч (8 км). Затем КосмоХодок по мосту пересёк канал Вiнец/ Винец (но “вянок” = “венец, венок”). Вскоре были зафиксированы левый свороток на Грыцэвiчы/ Грицевичи (2 км) и на поселение Пасталова/ Постолово (3 км), а правый — на Свадзьбiчы/ Свадьбичи (1 км). Снова водная преграда — небольшая река Мiнкi/ Минки. Затем КосмоХодок миновал населённый пункт Чарняўка/ Чернявка и два своротка: правый — на Равяцiчы/ Ревятичи (2 км) и левый — на Бармуты (2 км). Далее путь проходил через Галiцы/ Голицы. Вскоре В. Михайлов оставил за собой поворот на населённый пункт Першамайская/ Первомайская (5 км) и на Цiхны/ Тихны. Затем был указатель направо: на Светач/ Светоч (2 км) и на Антопаль/ Антополь (28 км).
Примерно через 24 километра пути КосмоХодок уже входил в районный центр Бяроза/ Берёза (численность населения нынче составляет чуть менее 30 тысяч жителей). Сразу куратор проекта передал мысленный привет от уроженки этих мест, нынешней жительницы Лодзи Йолы, с которой ему довелось пересечься сразу по приезду на старт проекта. Основано было поселение Берёза в 1477 году, следовательно в 2012 оно отмечает свое 535-летие. Что касается дерева, в честь которого было названо поселение, то очень много берёз встречалось по обеим сторонам дороги уже на дальних подступах к райцентру. В самой Берёзе, однако, самих берёз осталось мало, поскольку их, по выражению местной жительницы, к сожалению, “покосовали”/ “покосили, порубили”. Ещё несколько километров по сквозной улице Берёзы, в том числе мимо площадки с военной техникой: двух вертолётов, небольшого самолёта, танка и БТР, а также через переулок с названием Кроткий к северной окраине райцентра. Незадолго до финиша куратор проекта остановился у скромного обелиска с надписью о том, что в период с 1934 по сентябрь 1939 на данной территории находился концлагерь “Берёза Картузская”, где содержались политические оппоненты тогдашнего польского режима. И это тоже история. Наконец состоялось пересечение реки Кречет и маршрутный день завершился перед мостом через реку Ясельда (ударение на первый слог).
Resume: 14 / 425 (+29) / 101 (+1)

Послесловие-2022

1/ Согласно Белорусской Википедии и порталу “Память народа” 23.06.1941 года в неравном бою на подступах к Горску Березовского района Брестской области погибли военнослужащие 2-го полка 205-й моторизованной дивизии 4-й армии Западного фронта, в т.ч. младший сержант Новик Николай Иванович и сержант Будников Николай Николаевич (какая-либо другая информация отсутствует). В 1960 г. на могиле (1 км от села) был установлен обелиск. Над захоронением шефствовали военнослужащие в/ч из райцентра Берёза и учащиеся Подкраичской школы (агрогородок Подкраичи).

2/ Ясельды — левый приток Припяти, протяжённостью около 250 км. Название “Ясельдa” имеет балтское, ятвяжское происхождение и вместе с другими гидронимами, оканчивающимися на -da (Голда, Гривда, Невда, Сегда, Соколда), относится к региону неманско-бугско-днепровского водораздела. Специалисты выводят элемент -da из балтского *uda “вода”.

Р.S

Сегодняшняя дата — 12 марта — является примечательной. Ровно 41 год назад — 12.03.1981 в свой третий и заключительный космический полёт стартовал второй белорус Владимир Васильевич Ковалёнок (мы уже упоминали о нём в тексте про 06.03.2012). Немного о втором белорусском космонавте (фото на заставке).

Родился Владимир Васильевич Ковалёнок 3 марта 1942 года (недавно исполнилось 80 лет) в деревне Белое Крупского района Минской области, Белорусская ССР (к северо-востоку от Минска). После войны пошёл в первый класс и в 1959 году окончил 10 классов Зачистенской средней школы с серебряной медалью. Сразу поступил в Военно-морскую медицинскую академию им. С.М. Кирова в Ленинграде, но учиться в ней не стал, так как решил перевестись в лётное училище. Небо победило медицину. По окончании в 1963 г.  Балашовского высшего военного авиационного училище летчиков (ВВАУЛ) транспортной авиации/ Саратовская область начал службу: сначала помощником командира корабля, правым лётчиком, а с 27.10.1965 — командиром корабля Ан-12 374-го военно-транспортного авиационного полка (ВТАП) 12-й военно-транспортной авиационной дивизии (ВТАД) военно-транспортной авиации ВВС. Часть базировалась на аэродроме подмосковного посёлка Чкаловский и специализировалась на поиске и эвакуации вернувшихся на Землю космических аппаратов, в том числе и спускаемых аппаратов пилотируемых космических кораблей. Принимал участие в эвакуации спускаемых аппаратов, начиная с “Космоса-133” и заканчивая “Союзом-1”. Позднее окончил заочный факультет Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина по командно-штабной специальности, а затем Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. К. Е. Ворошилова по командно-штабной оперативно-тактической специальности с отличием и золотой медалью. Доктор военных наук.

Принимал участие в 3-м наборе 1965 года. Получил допуск ЦВЛК. При рассмотрении на заседании мандатной комиссии 20.10.1965 в отряд космонавтов зачислен не был и оставался в резерве. Спустя полтора года 07.05.1967 был зачислен в отряд Центра подготовки космонавтов в качестве слушателя-космонавта. С мая 1967 по июль 1969 года проходил общекосмическую подготовку. Во время тренировки на канате получил серьёзную травму голени, но смог вернуться к подготовке. Только с четвёртого раза (после того, как был командиром 4-го и 3-го резервных экипажей, а также командиром 2-го дублирующего экипажа) с сентября 1975 по сентябрь 1977 года проходил подготовку в качестве командира 1-й основной экспедиции на станции “Салют-6”. Первый полёт выполнил с 9 по 11 октября 1977 года в качестве командира космического корабля “Союз-25” вместе с Валерием Викторовичем Рюминым. Программа 96-суточного полета, однако, была не выполнена, так как стыковку с орбитальной станцией не удалось осуществить ни в автоматическом, ни в ручном режимах, и было принято решение о возвращении с орбиты. Второй полёт осуществил с 15 июня по 2 ноября 1978 года в качестве командира 2-й основной экспедиции на станцию “Салют-6” вместе с Александром Сергеевичем Иванченковым. Стартовал на “Союзе-29”, посадка — на “Союзе-31”. Во время полета совершил один выход в открытый космос 29.07.1978 — продолжительностью 2 часа 20 минут. Работали на станции вместе с советско-польским и советско-германским экипажами. Продолжительность полёта составила 139 суток с половиной суток.

В 1980 г. рассматривался в качестве командира основного советско-румынского экипажа по программе экспедиции посещения орбитальной станции “Салют-6”, но предпочёл вновь готовиться по программе основной экспедиции. С сентября 1980 по февраль 1981 года проходил подготовку в качестве командира 2-го (дублирующего) экипажа (вначале готовился без бортинженера, а с ноября 1980 года к нему присоединился Виктор Петрович Савиных) для полёта на станции “Салют-6” по программе 5-й основной экспедиции. В феврале 1981 года по итогам экзаменов, а также из-за необходимости отправки на “Салют-6” опытного космонавта, Госкомиссия приняла решение назначить экипаж Ковалёнок-Савиных основным, а экипаж Зудов-Андреев дублирующим. В свой третий полёт Владимир Васильевич Ковалёнок оправился в качестве командира экипажа “Союз Т-4” и орбитальной станции 12.03.1981 вместе с Виктором Петровичем Савиных. Продолжительность полёта составила почти 75 суток. Суммарное время пребывания на орбите превысило 216 суток.

 В 1984 г. выбыл из отряда космонавтов в связи с назначением на новую должность. С начала 1986 года служил заместителем командующего 37-й Воздушной Армией Верховного Главнокомандования (стратегического назначения). С 1988 года служил заместителем начальника кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба ВС СССР. В 1992-2002 годах был начальником Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С 2001 г. является Президентом Федерации космонавтики России. Владимир Васильевич Ковалёнок стал нашим 40-м соотечественником, побывавшим на околоземной орбите — вторым белорусом в космосе.