Снова ранний подъём и переезд на автобусе на Siedlce, где почти 98 лет назад — 30.06.1914 — на территории тогдашнего Царства Польского в составе Российской империи родился Владимир Николаевич Челомей, ставший учёным в области механики процессов и управления, одним из ключевых создателей советского “ядерного щита”’. Оттуда электропоездом на восток в сторону заключительного места размещения — в город Biala Podlaska. По прибытии — довольно длительное перемещение с багажом в сторону придорожной гостиницы, размещение, подготовка к выходу и старт от западной оконечности Бялы-Подляской на запад по трассе 2 (на красном фоне/ международное обозначение) = Е30 (на зелёном фоне/ внутреннее обозначение) в сторону Варшавы. Отсюда до столицы Польши — приличное расстояние, но так далеко не требуется. Сегодняшняя цель: вчерашнее место финиша в местечеке Мендзыжец-Подляский. Сперва проследование осуществлялось по пешеходно-велосипедной дорожке шириной примерно 3 м с красной и белой полосами к югу от трассы: миновали левый поворот на Styrziniec, затем левый свороток на Porosuiki (2 км), затем Slawacinek Stary и Nowy.
Через несколько километров после выхода куратора проекта нагнала ехавшая по той же стороне дороги красная автомашина и затормозила. Сидевшая в машине пани посигналила и взмахом руки пригласила КосмоХодока садиться, чтобы подвезти его в качестве пассажира в сторону Варшавы и тем самым избавить от движения по оживлённой автостраде в непогоду. ВМ сцепил руки в замок над головой и кивнул головой в знак благодарности. Как настоящая КосмоПани, неизвестная леди за рулём с пониманием улыбнулась и поехала дальше. Спасибо ей!
У правого своротка на Franopol (3 км) был запеленгован воинский мемориал, выполненный в виде стилизованной под очертания контура самолёта площадки, в задней части которой установлен обелиск с текстом на польском и английском языках: “1942 – 1945 / To the memory of 41.802 airmen of the United States Army Air Force who were killed bringing freedom to the occupied European countries and destroying successfully the Third Reich military potential / As testimony of gratitude and commemoration of the Polish people”
Возникли после посещения сего мемориального места два космосо-ассоциированных вопроса: 1/ Где можно в современной Польше увидеть аналогичный обелиск в память о французских лётчиках, отдавших свои жизни за свободу Польши, Советского Союза (или тогдашних РСФСР — сегодняшней Российской Федерации, а также Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, Эстонии, Латвии), включая автора бессмертного произведения “Маленький принц” (из Космоса) лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери? 2/ Знает ли первый американский орбитальный астронавт Д. Гленн (американский “Юрий Гагарин” — по версии главного историка NASA), недавнее 50-летие полёта которого недавно (20.02.2012) отмечалось, о подобном памятнике в Польше, ибо он сам служил в американских ВВС в годы второй мировой войны и некоторые из его однополчан, возможно, остались на той войне. Оба вопроса будут ретранслированы соответствующему экспертному сообществу. Будем надеяться на получение возможных ответов.
Затем состоялся короткий разговор “за жизнь” на остановочной площадке для отдыха водителей-дальнобойщиков с представителем Витебской области из Республики Беларусь, который ездит на машине, у которой на кабине флажок России (номер 39 — Калининградская область), а на прицепе-фуре — евросоюзовский флажок с обозначением Литвы. Подумалось, что прямо СССР-2. Затем были повороты влево на местечко Zerocin и вправо на Zawadki. Потом предлагалось прогуляться в сторону населённого пункта Sycyna (влево — 0,5 км) и Swory (5 км). Далее маршрут пролегал через два местечка Rogozniczka и Rogoznica. Наконец ещё один правый поворот на Manie (5 км), проследование по поселению Wysokie, уход с Варшавской трассы влево и вот уже на входе в Мендзыжец-Подляски движение идёт по ul. Brzeska в сторону вокзала. За 4 часа и 10 минут (= 250 минут) было преодолено 25 км. Средняя скорость — 6 км/час. Сегодня маршрут был сделан без остановок на КосмоЧай. После того, как дважды была пересечена река Krzna, КосмоХодок добрался обратно до места очередного ночлега.
Resume: 9 / 275 (+25) / 76 (+10)

Послесловие-2022

1/ Сначала, МЛК

“Siedlce”/ “Седльце”: город в Восточной Польше, в Мазовецком воеводстве (городское право с 1525 г.) с населением примерно 55 тысяч жителей, его побратимом в России является г. Киров, в городе имеется православная церковь Святой Троицы (возведение началось в 1984 г.), построенная по образцу Церкви Покрова Божией Матери на Нерли во Владимирской области/ 1165; не исключено, что название коррелирует с польским словом “siedlisko” = “местонахождение”, “среда обитания”, но русское слово “седло” = “siodło”;

“Biala Podlaska”/ Бяла-Подляская: город в Восточной Польше, в Люблинском воеводстве (первое упоминание около 1448 г.) с населением примерно 80 тысяч жителей, раньше город назывался Бяла-Радзивилловска или Бяла-Ксенженца (на латыни Alba Ducalis), а на древнерусских картах значится под названием “Белая”, на гербе города изображена фигура архангела Михаила, стоящего на драконе с мечом в правой руке и весами в левой;

“Porosuiki”: как вариант от “prosię” = “поросёнок”;

“Slawacinek Stary + Nowy”/ “Sławacinek”: от польского “ślawic” = “славить”;

“Franopol”: чуть ли не “город франков”;

“Zawadki”: почти как польское “zawadzać” = “цеплять”, т.е. типа “цеплялки”;

“Sycyna”: не исключено что коррелирует с “syczec” = “шипеть”;

“Swory”: но русское “свора” = польское “sfоra”;

“Rogozniczka + Rogoznica”: как вариант, от “rogowy” = “роговой” / “рог”;

“Manie”: никак не английское “mоney” = “деньги”;

“Wysokie»: несомненно, что от “wysoki” = “высокий”;

“Krzna”/ “Кжна” или “Кшна”: река в Восточной Польше/ Люблинское воеводство, левый приток Буга, длиной около 120 км; вероятно, может быть скоррелировано с польским “krzak” = “куст”.

МЛК конец!

2/ Челомей Владимир Николаевич/ 1914 — 1984, специалист в области механики и процессов управления; член-корреспондент АН СССР c 20.06.1958, академик c 29.06.1962/ отделение технических наук (механика); награждён в 1964 г.  золотой медалью им. Н.Е. Жуковского — за лучшую работу по теории авиации, а в 1977 г. золотой медалью им. А.М. Ляпунова (высшая награда АН СССР за выдающиеся работы в области математики и механики) за цикл работ «Динамическая устойчивость сложных колебательных систем”. Дважды Герой Социалистического Труда (1959 г. — “за заслуги в деле создания крылатой ракеты П-5/ “закрытый” Указ Президиума Верховного Совета СССР; 1963 г. — “за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружения кораблей ВМФ”).

Родился будущий академик 30.06.1914 в городке Седльце/ Седлец Привисленского (примыкающего к бассейну реки Вислы края)/ ныне территория современной Польши в семье учителей Николая Михайловича и Евгении Фоминичны Челомей. Вскоре после начала Первой мировой войны семья переехала подальше от района боевых действий в Полтаву, на родину матери. Согласно семейному преданию, по пути в Полтаву случилось происшествие. Поезд, на котором надо было ехать, оказался где-то на вторых путях. Стали его искать. Для удобства соорудили нечто походное. Весь наличный скарб, в том числе и крепко упакованного в пелёнки будущего генерального конструктора совершеннейших в мире космических аппаратов, сложили в одеяло, взялись за концы, и стали пробиваться сквозь вокзальную сутолоку. В самый неподходящий момент драгоценный узел уронили. И даже не заметили этого. А в нём дремал живой сгусток плоти в возрасте в несколько месяцев, уже начинённый гениальностью и подвигом. Хорошо, что вовремя спохватились. Спустя много лет, уже будучи большим, учёным и академиком, руководителем знаменитого на всю страну предприятия Владимир Николаевич подтрунивал над матерью: «А кем бы я стал, если бы меня потеряли вы тогда на железнодорожных путях?». Евгения Фоминична так и не разучилась конфузиться в ответ.

В Полтаве, где Владимир в 1922-1926 гг. учился в школе № 10, на фасаде здания по улице Пушкина, 20 установлена мемориальная доска. На новом месте родители подружились с Быковыми и Данилевскими, потомками А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Григория Петровича Данилевского/ 1829-1890 (автор исторических романов, в частности романа “Княжна Тараканова”.) Характерен следующий эпизод из более позднего времени. Однажды, будучи уже знаменитым, В.Н. Челомей написал какой-то текст и передал его своему помощнику, который стал его править. Вдруг он спрашивает помощника о том, откуда тот родом. Последовал ответ, что сам помощник из Вятки, на что Челомей ответил, что он из Полтавы, где Гоголь жил, а родственники Пушкина его литературе учили. В Полтаве семья Челомеев поселилась в доме, принадлежавшем Анне Гоголь-Яновской, прямой наследницы великого писателя. Тут же проживала внучка Пушкина, которая была женой племянника Николая Васильевича. Так оказался Челомей сразу у самых истоков великой русской культуры.

В 1926 г. новый переезд — в Киев, где Владимир продолжил учёбу в семилетней трудовой школе. В дальнейшем — Киевский автомобильный техникум, потом — поступление на авиационный факультет Киевского политехнического института (в 1933 году факультет был преобразован в Киевский авиационный институт/ ныне Национальный авиационный университет). Окончил его в 1937 г. В советский период была установлена памятная доска на фасаде вуза, как и позднее — на доме 3 по улице Саксаганского, где в 1926-1941 гг. жил В.Н. Челомей.

2/ Если судить только по тем проектам, которые осуществил В.Н. Челомей, его, безусловно, можно поставить в ряд с такими крупными фигурами в истории ракетостроения и освоения космоса, как С. П. Королев/1907-1966, М. К. Янгель/1911-1971, В. П. Глушко/1908-1989. Именно благодаря конструкторскому бюро/КБ Челомея были выполнены три крупные оборонные национальные программы СССР. К первой относится оснащение отечественного ВМФ, особенно подводного, противокорабельными ракетами. Ракетизация советского флота обошлась в 25 раз дешевле строительства авианосцев, аналогичных американским. Вторая программа позволила достигнуть к 1974 году паритета с США по межконтинентальным баллистическим ракетам с помощью челомеевских комплексов УР-100 и УР-100Н. Благодаря третьей программе Советский Союз преодолел своё отставание от США в информационной области с помощью космических средств на основе военно-орбитальных станций типа  “Алмаз”, которые также были разработаны в КБ Челомея.

3/ Несколько лет назад решением госкорпорации “Роскосмос” была учреждена ведомственная награда — медаль В.Н. Челомея. Приводим статут и описание награды. “Награждение медалью В.Н. Челомея производится за личный творческий вклад в решение сложных технических проблем при создании образцов ракетно-космической техники и высокие показатели в производственной деятельности, за активное участие в инновационных разработках, а также высокие результаты в проектах, связанных с теоретическими исследованиями в области математики и механики. Медалью могут быть награждены работники “Роскосмоса” и его подведомственных организаций, а также организаций ракетно-космической промышленности, имеющие стаж работы (государственной службы) в “Роскосмосе”, Федеральном космическом агентстве (Российском авиационно-космическом агентстве, Российском космическом агентстве), в подведомственных организациях “Роскосмоса”, организациях ракетно-космической промышленности, как правило, не менее 5 лет, в том числе на последнем месте работы не менее 3 лет, ранее награждённые Почетной грамотой “Роскосмоса”. Медаль носится на правой стороне груди и располагается ниже государственных наград Российской Федерации после нагрудных знаков отличия “Роскосмоса”. Медаль В.Н. Челомея изготавливается из оксидированного нейзильбера, имеет форму диска с выпуклым бортиком с лицевой стороны. В центре — рельефное изображение портрета В.Н. Челомея. По окружности диска на площадке надпись: “В.Н.ЧЕЛОМЕЙ”. Диаметр Медали — 32 мм. На оборотной стороне медали в центре — знак и логотип “Роскосмоса”. Слово “РОСКОСМОС” исполнено в виде защитного растрового элемента. В одном положении видна надпись: “РОСКОСМОС”. Во втором положении видны три стилизованные четырёхконечные звезды. Медаль при помощи кольца и ушек крепится к колодке трапециевидной формы размером 43 х 50 мм. Колодка обтянута синей муаровой лентой шириной 24 мм. По краям и в середине ленты — голубые полосы шириной 2 мм. На оборотной стороне колодки имеется приспособление для крепления к одежде — булавка» (изображение — на заставке).

Р.S

Приводим перевод надписи на воинском мемориале у правого своротка на Franopol с английского языка на русский: “1942 — 1945/ В память о 41802 лётчиках Военно-Воздушных Сил США, которые были убиты, когда они несли свободу оккупированным Европейским странам и успешно разрушили военный потенциал Третьего Рейха. Является свидетельством благодарности и сохранения памяти со стороны польского народа”.

Р.S.S

Теперь воспроизведём рассекреченный в 2019 г. в Москве рапорт командующего войсками 1-го Белорусского фронта маршала Г. К. Жукова об освобождении Польши, который был направлен им в Государственный комитет обороны СССР 29.01.1945. Данный документ свидетельствует о том, что Красная армия не просто освободила от гитлеровской оккупации десятки тысяч людей, но и спасла им жизнь, а также сохранила историческую застройку городов и экономические мощности страны. В документе содержится конкретный отчёт о действиях советских войск и положении дел на освобождённых от нацистов территориях. “За 17 дней наступательных боёв войсками фронта пройдено до 400 км. Вся западная часть Польши в полосе 1-го Белорусского фронта очищена от противника, а польское население, пять с половиной лет угнетавшееся немцами, освобождено”, — отмечается в рапорте.

По словам маршала Г. К. Жукова, “стремительное продвижение войск Красной армии воспрепятствовало гитлеровцам разрушить города и промышленные предприятия, железные и шоссейные дороги, не дало им возможности угнать и истребить польское население, вывезти скот и продовольствие”. Советский военачальник также отмечает, что в значительной части польских городов были спасены промышленные предприятия вместе с оборудованием и сырьём. А вот судьба Варшавы, согласно тексту документа, оказалась плачевной: “Фашистские варвары уничтожили столицу Польши — Варшаву, с жестокостью изощрённых садистов гитлеровцы разрушили квартал за кварталом…”. Общее положение дел в столице Польши Жуков охарактеризовал образно: “Город мёртв”.

Напомним, что Польша сильно пострадала в результате гитлеровской оккупации начиная с 1939 г. От рук немецко-фашистских захватчиков погибли около 6 млн человек — примерно каждый пятый житель страны. В ходе боёв 1944-1945 годов Польша была освобождена Красной армией. За свободу Польши отдали свои жизни около 600 тыс. советских солдат и офицеров. Благодаря дипломатическим усилиям Москвы официальной Варшаве по итогам войны отошли районы прежней восточной части Германии, некогда принадлежавшие полякам, но захваченные немцами. В настоящее время они составляют около трети территории Польши. Отметим, что одной из величайших заслуг советских солдат в Польше является спасение древней столицы страны — Кракова, которому нацисты уготовили ту же участь, что и Варшаве, — полное разрушение. Войдя в Краков 17.01.1945, Красная армия предотвратила превращение города в руины. В конце января Красная армия вошла в расположенный неподалёку от Кракова концлагерь Освенцим, а также в Силезский угольный бассейн, где располагалась значительная часть польской промышленности, прежде всего металлургической. Действительно, Красная армия уберегла Польшу от больших разрушений. Версия тех событий была представлена в снятом в 1967 г. советском трёхсерийном художественном фильме “Майор Вихрь” (режиссёр Евгений Иванович Ташков/ 1926-2012) по одноимённому роману Юлиана Семёновича Семёнова/ 1931-1993.

По мнению экспертов, благодаря Красной армии уже весной 1945 года Польша получила треть нынешней территории и обширный выход к морю. В целом благополучная материальная и национальная послевоенная жизнь поляков, как и само освобождение от немцев, была заслугой Советского Союза. Здравомыслящие люди высоко ценят героизм солдат Красной армии и то, что их заслугой было не просто освобождение от гитлеровской коалиции народов Центральной и Восточной Европы, но спасение жизней миллионов людей, исторической застройки городов, производств, экономических мощностей стран. Не подлежит сомнению, что благодаря действиям Красной армии Польша заплатила за своё освобождение меньшую цену, чем могла бы заплатить, и сохранила больше, чем могла бы сохранить… Будем помнить!

Р.S.S.S

На показанном 09.05.2018 киевским каналом ИНТЕР праздничном концерте в честь 73-летия Победы в исполнении певца Вадима Анатольевича Олейника/ 1988 г.р. прозвучала песня “Невезение” (её можно найти в Интернете) Имеется также версия в исполнении Гарика Сукачёва (Игоря Ивановича Сукачёва, 1959 г.р.) Вот её текст:

“Я не видел, ребята, море. Ни весеннее, ни осеннее. Я не видел, ребята, море. Невезение, невезение.
Не ходил с моряками в плаванье Океанами, океанами, И в штормах не бывал ни разу я С ураганами, с ураганами.
Я не видел, ребята, горы. Ни высокие и ни низкие. Я не видел, ребята, горы. Ни далёкие и не близкие.
Не видал лавины и пропасти. Не взбирался к вершине дерзко я, Потому что на нашей местности Лишь пригорочки с перелесками.

Городов не видал, ребята, я. Только с поезда, только с поезда. Городов не видал, ребята, я. Только проездом, к фронту проездом.
И вот эту песенку малую Уже не спою, больше не спою, Потому что вчера под Варшавою Я погиб в бою…”