Сегодня утром на автобусе за час с лишним было преодолено вчерашнее расстояние из Равы-Мазовецкой до Груеца. Но перед этим работник местной гостиницы по имени Ярослав помог быстро добраться куратору проекта из гостиницы до автобусной станции. КосмоЛёт Ярослава за считанные минуты преодолел искомое расстояние. Спасибо польскому КосмоЛётчику, который, как выяснилось, в годы учёбы в школе в 1980-е годы в процессе изучения русского языка старался выучить наизусть тогдашний хит “Белые розы”. Наконец, прибытие в Груец, размещение на будущие ночёвки в частном секторе в доме под номером 27 (до этого было проживание в гостиницах в номерах 207 и 222 — подряд “двойки”, так что название проекта “КосмоОбоз-2” оправдывается).

И вот снова автобус до следующего места старта — городка Gora Kalwaria. Оттуда примерно в 17:15 стартовал КосмоХодок. Снова — реверс. Погода сегодня была без осадков, расстояние составляло около 30 км, поэтому уже в 22:30 был сделан финиш на входе в Груец. Из прошаганного отметим следующие топонимические названия. На выходе из Гуры-Кальварии впервые встретился текст на кириллице “Техническая помощь” для русскоязычных водителей. Кстати, к перечисленным накануне регионам из России сегодня добавились новые запеленгованные номера из Москвы: 199 и 197. На маршруте в районе местечка Grobice было замечено изумительное англо-польское словообразование “Sun Sad” / “Солнечный Сад”. Из этой же серии запомнилось название одной компании “Fructiopol” / “Город фруктов”. При проследовании через тихий городок Chynow (сама трасса под номером 50 проходила в объезд) был обнаружен левый свороток на Konary, который был благополучно проигнорирован.

Такая же участь постигла и вывеску над одним из магазинов в местечке Drwalew — “Sklep U Moni”. Ещё до этого несколько раз была зафиксирована бесподобная реклама с примерным тестом в переводе на русский: “Ваш магазин (= sklep) на каждый день”. Поэтому, хотя имя “Moni” вызвало у ВМ ностальгические воспоминания о непревзойденной пани Монике в исполнении Ольги Александровны Аросевой из популярной в 1970-е годы развлекательной программы “Кабачок 12 стульев”, но тормозиться в месте, где находится именно данный sklep, КосмоХодок не стал. Тем более что были ещё и другие населённые пункты с названиями Chaplinek, Zyrow, Stomshyn, Debowka, Janowek. Так вот и был сделан финиш дня: примерно в 22:30 по местному времени у автобусной станции = Dworzeс Autobusowy. Прибыли!

Послесловие:

1/ Как обычно, в самом начале МЛК:

“Gora Kalwaria”: поскольку по латыни “Kalvaria” = “Голгофа”, то получается “Гора Голгофа”;

“Konary”: по-польски “konar” = “ветвь”;

“Drwalew”: по-польски “drwal” = “лесоруб, дровосек”;

“Debowka” или “Dębówka”: от польского “dębowy” = “дубовый”;

2/ Отметим, что в местечке Chynow проходит железнодорожная магистраль Варшава — Краков, а в селе Janówek находится бывшая железнодорожная станция Сломчин на линии Груецкой железной дороги, которая до 1991 г. обслуживала регулярные пассажирские перевозки. Ранее упоминалось местечко Rogów. Его туристической достопримечательностью является узкоколейная железная дорога Рогув — Рава — Бяла, которая была построена в 1914 году немецкой армией как военно-полевая дорога. Линия создавалась для снабжения фронта продовольствием, оружием и боеприпасами, а также для перевозки раненых немецких солдат. После окончания боевых действий в этом районе немцы, спасаясь от русской армии, так и не успели разобрать железную дорогу.  В 2001 г. было принято решение о ликвидации линии. Её спасли волонтёры — любители узкой колеи из Фонда Польской узкоколейной железной дороги. С тех пор она находится под их управлением. За несколько лет была обновлена ​​часть исторического подвижного состава. На станции имеется выставка. Благодаря привлечению волонтёров Фонда и местного сообщества была создана музейная комната для документирования истории Роговской железной дороги. Музей находится рядом с “широкой” веткой Warszawa — Lodz. По описаниям туристов, это — тихий, уютный уголок в стороне от суеты бытия. На колее стоят рядом и отжившие своё, и бережно отреставрированные экспонаты. И тишина, только гудки пролетающих составов по рядом идущей железной дороге. Вообще в Польше таких узкоколейных дорог сохранено с десяток, причем они разной колеи 600, 750, 875, 900 и 1000 мм. Можно сказать, что Польша лидирует по музейному железнодорожному делу среди стран Восточной Европы.

Р.S

Теперь перенесёмся в лето 1974 г., когда автору этих строк, ещё старшекласснику, довелось в составе школьной делегации принять участие в поездке по Гагаринским местам. Это путешествие по “Гагаринским мостам” началось с Москвы, где наша школьная делегация пробыла несколько дней. Помню, что для меня лично то пребывание в Москве оказалось, по сути, первым детальным знакомством со столицей. До этого мне вместе с мамой приходилось бывать в главном городе страны только проездом. А тут сразу несколько дней в Москве! Жили мы в школе-интернате недалеко от тогдашней станции метро “Дзержинская” (ныне станция метро “Лубянка”). Помню, что мы часто ходили к станции метро мимо Музея поэта Владимира Владимировича Маяковского, а потом в один из дней сходили туда на экскурсию. Среди мест, которые мы посетили в Москве, запомнилось посещение городского Дворца пионеров и школьников, расположенного на Ленинских горах. Мы побывали в гостях в кружке юных космонавтов, который объединял тех девчонок и мальчишек, которые в 1970-е годы мечтали связать свою жизнь с космосом. Интересно было!

Сейчас всё это называется немного по-другому. По-прежнему открыты для детей и подростков двери находящегося на Воробьёвых горах Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (с 2014 года вошёл в состав Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения “Воробьёвы горы”). Есть и сегодня там Центр астрономического и космического образования, где приобщаются к тайнам звёздного неба и космоса сегодняшние юные москвички и москвичи. Для этого они, в частности, имеют возможность использовать современные мощные телескопы. Прогресс идёт вперёд!

Также добавим, что выпускник Центра экологического образования сегодняшнего образовательного учреждения «Воробьёвы горы» (посещал кружок микробиологии, где изучал строение клеток и живых микроорганизмов) Сергей Николаевич Рязанский, 1974 г.р., дважды стартовал в космос (в 2013 и 2017 гг.), причём во второй раз он как учёный впервые стал командиром космического корабля — “Союз МС-05”.

Р.S.S

Добавлю, что в рамках волонтёрской деятельности мне довелось однажды курировать проект астрономической направленности. В ночь 05/06.06.2012 в Санкт-Петербурге был реализован волонтёрский блиц-проект “АстроТранзит-2012” (см. прошлогодний текст по ссылке: https://msk.kprf.ru/2021/06/06/161547/).

Здесь приведём анонсную публикацию в газете “Санкт-Петербургские ведомости” от 05.06.2012/ выпуск 100/ автор Анастасия Долгушева под заголовком “И “учинится пузырь” / “АстроЧайники” стартуют к Пулкову”

“В ночь на среду, с 5 на 6 июня, группа волонтёров предпримет такое, чего в нашей стране, где из школьной программы исключена астрономия, и не ожидалось. Будут караулить прохождение Венеры по диску Солнца, о самом явлении подробно наша газета уже рассказывала в номере от 31 мая в статье “Венера на фоне Солнца”. Напомним: такие прогулки Венера устраивает весьма нерегулярно. Предыдущий астрономический транзит был в 2004-м, а вот следующего за нынешним ждать больше века, до 2017 года. Поэтому группа волонтёров, называющих себя “кандидатами в любители астрономии” или “АстроЧайниками”, затеяли проект “АстроТранзит-2012”: они намерены не упустить возможность и взглянуть на Венеру, которая почти семь часов будет совершать транзит по Солнцу. Как уверяет энтузиаст куратор проекта Вадим Михайлов, если особенно сосредоточиться в моменты вхождения и схода и поймать сияющий ободок вокруг планеты, то можно почувствовать себя чуть ли не Ломоносовым. Тот приметил эту рефракцию света у Венеры 251 год назад, 6 июня (если по новому стилю) 1761 года. Тогда учёный и предположил, что на Венере есть атмосфера. Чтобы наблюдать астрономический транзит, “АстроЧайники” сами предпримут транзит: до того, как посмотреть на Венеру в телескоп в Главной астрономической обсерватории в Пулкове, преодолеют расстояние примерно 20 км из центра Петербурга к Пулковским высотам. Стартуют пешими и на велосипедах, соответственно в полночь и в 02:03 с разных сторон Большой Невы, следуя мимо тех мест, где 251 год назад наблюдали астрономический транзит представители тогдашней Санкт-Петербургской академии: М.В. Ломоносов (в домашней обсерватории на территории городского дома-усадьбы на набережной Мойки, ныне на этом месте стоит дом 61 по Б. Морской ул.), а также А. Д. Красильников и Н. Г. Курганов (в академической обсерватории, ныне это здание Кунсткамеры). К кандидатам в любители астрономии присоединятся, видимо, кандидаты в кандидаты: учащиеся одной из петербургских гимназий (они доберутся на школьном микроавтобусе). И, встретившись примерно в четыре часа утра в Обсерватории, до восхода Солнца начнут молиться своему астрономическому богу, чтобы погода не подвела. Не подведёт — тогда увидят Венеру в телескоп во всей её красе. Самые стойкие дождутся финальной фазы астротранзита, схождения Венеры с диска Солнца, когда, по словам М. В. Ломоносова, “учинится пузырь”, то есть на несколько мгновений образуется радужный ободок, вызванный преломлением солнечных лучей в венерианской атмосфере. Участники проекта “АстроТранзит” планируют связаться по телефону или скайпу с астрономами в других местах России, за рубежом и даже на МКС, а кроме того, начать сбор подписей за то, чтобы в наших школах стало, как в школах США, Великобритании, Германии, Израиля, Китая и Беларуси. То есть чтобы астрономия вошла в число обязательных учебных предметов”.

(на заставке снимок, присланный с МКС).