Несмотря на разные неровности текущих событий, есть в истории жизни землян и в судьбе всего человечества общая дата, которая объединяет всех: 12 апреля 1961 года.

Именно в этот день впервые в мировой истории человек планеты Земля устремился на недосягаемую прежде космическую высоту, преодолел земное притяжение, совершил виток вокруг земного шара и благополучно вернулся обратно. Им стал наш соотечественник, гражданин СССР, лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин / 09.03.1934-27.03.1968.

День 12 апреля 1961 года стал Днём национального триумфа нашего народа, нашего Отечества.

Спустя 50 лет, начиная с 2011 года, по решению Генеральной Ассамблеи ООН этот день стал отмечаться ежегодно как Международный день полёта человека в космос. В нынешнем 2022 году он будет праздноваться уже в 12-й раз.

А со времени первого старта, положившего начало космической эре, с первой “космической весны” пройдёт уже 61 год.

В связи с приближающимся праздником хотелось бы предложить вниманию уважаемых посетителей данного портала ряд материалов, связанных с реализованным ровно десять лет назад в феврале — апреле 2012 года волонтёрским просветительским проектом “Космический Обоз-2”, который почти сразу из соображений языковой экономии стал называться как “КосмоОбоз-2”. В намеченных материалах речь пойдёт о путевом дневнике, который вёл на пешеходном маршруте протяжённостью свыше полутора тысяч километров в течение нескольких недель автор этих строк, куратор культурологических проектов как историко-биографических ремейков / повторов Вадим Александрович Михайлов (далее — ВМ). В реализованном 10 лет назад практически в одиночку и при отсутствии собственного автотранспорта проекте ему довелось выступить одновременно в качестве куратора-организатора и непосредственного реализатора-исполнителя проекта, т.е. пешехода и протопать по дорогам трёх стран: Польши, Беларуси и России многие сотни километров. И хотя проект рассматривался как просветительский, но в нём присутствовала значительная физкультурно-спортивная составляющая.

С учётом десятилетнего интервала будет сделана попытка актуализировать прежний дорожный дневник, то есть постараться проследить, если получится, что произошло спустя 10 лет в жизни и судьбе тех, чьи имена упоминались в тогдашних путевых заметках. Подобный опыт у автора, если помнят читатели, имеется: в декабре 2020 года в течение примерно трёх недель на данном портале публиковались тексты под рубрикой “Волонтёрский просветительский проект “Рыбный Обоз -2” /такой-то день в пути/10 лет спустя”. В данном случае автор постарается сделать то же самое. Также представляется правильным, что с учётом двух иностранных языков, с которыми куратору проекта довелось иметь дело в пути, наряду с оригинальными наименованиями на языке страны пребывания будут также приводиться переводы на русский язык, что касается топонимических названий. И ходя в данном случае все три языка на маршруте: польский, белорусский и русский относятся к славянской группе языков индоевропейской семьи, всё же имеются нюансы. Так что перевод лишним не покажется.

Теперь об оригинаторе проекта, прототипе, известном человеке, в честь которого делался проект. Поскольку в названии проекта “КосмоОбоз-2” заявлена тема космоса, то очевидно, что и проект посвящался человеку, связанному с космосом. Им стал, по сути, “последний из могикан” со времени начала космической эры, патриарх отечественной советской и российской космонавтики Борис Евсеевич Черток.

Будущий учёный-конструктор родился 01.03.1912 (по старому стилю) в г. Лодзь /прежде Царство Польское в составе Российской империи — ныне Республика Польша. Жизненный путь его оборвался, когда до 100-летнего юбилея оставалось несколько месяцев. Б. Е Черток скончался 14.12.2011 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Он по праву считается одним из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами, основателем научной школы. Более 20 лет Борис Евсеевич Черток был ближайшим соратником и заместителем академика Сергея Павловича Королёва, который является основателем практической космонавтики. Б.Е. Черток работал заместителем главного конструктора Опытно-конструкторского бюро № 1 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике (позднее заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения “Энергия” по системам управления). Он был одним из семи и, по сути, последним из конструкторов королёвской плеяды.
Имя академика Б. Е. Чертока неразрывно связано со многими эпохальными событиями ХХ века, научно-технической революцией, прорывом в космос. Первые баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в космос, полеты автоматических аппаратов к Луне, Марсу и Венере, первые спутники связи “Молния”, первые спутники зондирования Земли, первые орбитальные станции и другие достижения, прославившие отечественную науку и технику, были созданы и реализованы при его самом непосредственном участии.
За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полёта человека в космическое пространство Б. Е. Чертоку 17.06.1961 было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда, он являлся также лауреатом Ленинской премии (1957, за участие в  создании первых искусственных спутников Земли) и Государственной премии СССР (1976, за участие  в осуществлении проекта “Союз-Аполлон”).

Доктор технических наук (1958), профессор Б. Е. Черток являлся с 26.11.1968 членом-корреспондентом АН СССР / отделение механики и процессов управления (системы управления), а с 26.05.2000 стал действительным членом (академиком) РАН по тому же отделению. Также являлся действительным членом Международной академии астронавтики.

Перед стартом проекта “КосмоОбоз-2” информация о нём была доведена до сведения младшего сына Бориса Евсеевича Чертока — Михаила Борисовича, который согласился с предложенной идеей как бы повторить жизненный путь отца и пройти примерно по его стопам пешком от места рождения в современной Польше (г. Лодзь) до Москвы, где прошла большая часть жизни и деятельности Бориса Евсеевича Чертока.

“Добро” было получено!

Просьба теперь к желающим запастись терпением примерно на полтора месяца знакомства с актуализированным путевым дневником проекта из 2012 года.

Движемся к 61-й годовщине первого полёта человека в космос!

Скажем на старте вслед за Гагаринским “Поехали!”: “Потопали!”