К 15-летию со времени съёмок документального фильма о малой родине кинорежиссёра А.А. Тарковского на Волге “Моя Родина под водой”

Сегодня хотелось бы поделиться с уважаемыми посетителями данного сайта историей 15-летней давности о том, как в первых числах ноября 2006 года одна “кинобанда” ездила на двух автомобилях из Москвы в село Завражье Кадыйского района Костромской области, в котором 04.04.1932 родился будущий режиссёр Андрей Арсеньевич Тарковский. Это был малобюджетный и, по сути, волонтёрский кинопроект, завершившийся кинопоказом документального фильма “Моя Родина под водой” в рамках спецпрограммы проходившего летом 2007 Московского кинофестиваля, которая как раз и была посвящена 75-летию со дня рождения Мастера (мне по просьбе режиссёра документалки Егора Владимировича Карпова пришлось переводить титры фильма на английский язык как раз для допуска на международный фестиваль). Сам фильм был смонтирован уже в начале 2007 года, и именно этот год считается годом его рождения и стоит в титрах фильма, хотя реально снимали его в три нерабочих дня в начале ноября 2006 года, приуроченных к дате 4 ноября включая праздник Казанской божьей матери.

Когда после монтажа фильма на переходе от зимы к весне 2007 г. Егор Владимирович пригласил меня на предпросмотр своей дипломной работы по направлению “документальный фильм” в рамках учебы на двухгодичных платных Высших курсах киносценаристов и режиссёров/ВККСиР (находится этот “малый ВГИК” — как я его называю — недалеко от станции метро Белорусская), то я впервые узнал тот функционал, который он своей режиссёрской властью “присвоил” мне. В титрах фильма я совершенно неожиданно для себя прочитал: “Куратор проекта — Вадим Михайлов” (не путать с функционалом “продюсер”). Мне это “обзывание” понравилось, и с тех пор я периодически использую его к делу и не к делу. Спасибо Егору Владимировичу!

Ещё поясню, что с Егором мы знакомы примерно с конца 1990-х годов, когда он какое-то время работал пресс-секретарём в тогдашней Аграрной партии России/АПР, а мне довелось быть помощником лидера АПР Лапшина Михаила Ивановича/1934-2006. Как-то получившееся на служебной основе общение переросло в человеческое, и вот уже больше 20 лет мы на связи. Именно на мне лежит “грех” заманивания Егора в Завражье. Долго я его обрабатывал. Наконец в конце сентября 2006 года мы втроём выехали на машине Егора из Москвы в сторону Завражья. На постой мы останавливались в старом доме Прасковьи Андреевны Клязник/1916-2014 (не дожила несколько месяцев до своего 98-летия!) — старожила села Завражье.

 Кстати, Прасковья Андреевна присутствует в начальных кадрах фильма, но в ноябре мы останавливались уже в другом доме, куда она по согласованию с дочерью Светланой Анатольевной как раз переехала между сентябрём и октябрём 2006 года. В новом доме прежде жила незадолго перед этим умершая её золовка Нина Гавриловна родом, как и ещё ранее умерший муж Прасковьи Андреевны — Анатолий Гаврилович, с Одессы. Ещё при жизни золовки бабы Пани — как мы называли Прасковью Андреевну Клязник (девичья фамилия — Чистякова) — мы не раз во время приездов с семьёй были в этом её будущем доме (кстати, он находится рядом с местным музеем, один из залов которого посвящён А.А. Тарковскому). Помнится, как в шутку ругалась золовку на жену брата, когда на постновогодние празднования Прасковья Андреевна приходила к ней в гости со своим “самоваром” — с салатами, соленьями и пр., приговаривая: “Опять ты принесла мне свои черепеньки” — чисто по-одесски.

Во время пробного для Егора визита в Завражье произошёл любопытный случай. С разрешения хозяйки мы истопили баню и завалились туда втроём. В какой-то момент жаркого пара будущий режиссёр первой документалки о Завражье заявил, что намерен искупаться в Волге. Я переглянулся с третьим участником нашей поездки по имени Сергей (тогда ещё студентом), родом из Луганской области в Украине, что типа не май-месяц, а всё же конец сентября. Но режиссёр — “барин”, ему не запретишь как творческому человеку. Натянул Егор Владимирович плавки, взял мои шлёпки и сиганул в сторону Волги – до неё там 250-300 метров. Спустя некоторое время вернулся довольный и выпалил: “Я созрел снимать фильм о Завражье”. Я даже подумал, что, может, создаётся какая-то новая традиция для начинающих кинорежиссёров проходить “обряд крещения” в водоёме рядом с малой родиной уже известного Мастера кино. Правда, пока повторов на моей памяти не было. Но вдруг будут! Вам судить о результате, если сможете посмотреть Егоров фильм “Моя Родина под водой”.

Ещё поясню дополнительно, что в заголовок фильма вынесена цитата самого Андрея Арсеньевича Тарковского. Эти слова он впервые сказал после оказавшейся неудачной в начале 1970-х готов поездки в Завражье, где он первоначально собирался снимать свой фильм “Зеркало”. Саму Волгу между городом Юрьевцем, где семья жила в годы войны в эвакуации, и село Завражье на противоположном берегу реки Андрей Арсеньевич сохранил в памяти такой, какой видел её в 10-летнем возрасте. Но в начале 1970-х это была уже другая Волга. Главный автобиографический фильм снимался по факту в Можайском районе вблизи Тучково в Подмосковье. Но там всё же другой природный фенотип по сравнению со срединной Волгой между Костромой и Нижним Новгородом, в т.ч. другой размер и форма листьев. Уже много позднее мне довелось услышать рассказ женщины-очевидца, которая как раз присутствовала на пароме, на котором съёмочная группа возвращалась из Завражье обратно в Юрьевец. По словам свидетельницы, у Андрея Арсеньевича, глядевшего неотступно в сторону удаляющегося берега с остающимся Завражьем, в глазах стояли слёзы…

Далее кратко перечислю то, что произошло с теми, чьи имена есть в титрах фильма, после осени 2006 года. Начнём с мэтров, которые преподавали Егору в 2006 году на ВККСиР и возглавляли соответствующие мастерские:

Сам выпускник Высших курсов (на них, между прочим, преподавал А.А. Тарковский) Хотиненко Владимир Иванович, 1952 г.р. (скоро 70 стукнет), родом с Алтайского края — снял уже после фильм “1612” (название произносили на английский манер: “шестнадцать — двенадцать”), а также сериалы “Достоевский” и “Бесы”.

Финн Павел Константинович, 1940 г.р. (в прошлом году отметил 80-летие), киносценарист, стал уже после автором сценария снятого в 2008 г. фильма “Подарок Сталину”.

Финченко Владимир Алексеевич, 1946 года (нынче было 75), режиссёр, педагог, сценарист, актёр с характерной внешностью, снялся уже после в первой серии фильма “Иван Грозный”/ режиссёр Андрей Андреевич Эшпай и в сериале “Раскол”/ режиссёр Владимир Николаевич Досталь (ударение на первый слог).

Далее творческая группа:

Режиссёр Карпов Егор Владимирович, 1975 г.р., снял несколько игровых короткометражек, в т.ч. фильм “Бразилия”, где, в частности, играет его младшая дочь Ульяна. Ныне член Союза писателей, в 2020 г. в “Роман-газете” была опубликована его автобиографическая повесть “Затишье” (анонсный фрагмент можно прочитать на сайте издания). Стал благодаря старшей дочери Анастасии (о ней в привязке к Завражью речь пойдёт дальше) дедушкой.

Второй режиссёр Шебуняева Ольга (отчество не знаю), училась вместе с Егором на ВККСиР, закончила, сняла дипломную документалку также на основе Завражья, сейчас живёт с семьёй в г. Угличе Ярославской области, занимается воспитанием сына. В порядке раскрытия творческой находки: именно Оля при перемещении через Волгу, когда мы уже двигались через Ивановскую область назад в Москву, снимала с парома тёмные воды Волги, после чего её всегда спрашивали о том, а где же взяли такую длинную лестницу. На самом деле Оля просто перегибалась через перила и снимала! Я же был свидетелем, как с кассиром на этом самом пароме, курсирующем между село Столпино (в двадцати километрах от Завражья вверх по течению) и правым берегом, однажды один перевозимый вступил в диалог. На вопрос о возможной скидке пассажир получил исчерпывающий ответ: “Скидка — только в воду!”

Ассистент Головин Сергей (отчество не знаю), муж Ольги, был за рулём второй машины (за рулём первой был сам Егор).

Оператор Иосифов Андрей Дмитриевич, 1987 г.р., сын Дмитрия Владимировича Иосифова, который в 1975 году в 10-летнем возрасте снялся в главной роли в фильме “Буратино”. На оператора нашей документалки откликнулся сам, когда прочитал размещённое Егором объявление на стенде в фойе главного корпуса ВГИКа: “Требуется видеооператор. Работа на выезде. Оплата по договорённости”. Закончил операторский факультет, имеет длинное портфолио сериалов, где выступал в качестве оператора, но первым стоит у него документальный фильм “Моя Родина под водой”.

Куратор проекта Михайлов Вадим Александрович, был “одноэтажным” дедушкой, стал “пятиэтажным”, выступил куратором многих волонтёрских просветительских, теперь культурологических проектов, в этом месяцев отправляюсь в 8-й по счёт проект “Российско-Американская Миссия-2”, который посвящается отмечаемому в этом году 275-летию со дня рождения первого правителя Русской Америки Александра Андреевича Баранова (будем рассчитывать, что дорожный дневник проекта в течение почти 3-недельного вояжа общей протяжённостью 15 тысяч километров будет размещаться здесь).

Сергей Николаевич из Луганской области (в титрах нет), свидетель Егорова “крещения” в сентябре 2006 года, закончил вуз, сейчас живёт и работает в Киеве.

Теперь о снявшихся в фильме старожилах села Завражье, которые названы в конце. Трёх из четырёх уже нет в живых:

Клязник Прасковья Андреевна, 1916-2014, хозяйка дома, где мы втроём останавливались во время съёмок (участники съёмок со второй машины останавливались в другом месте).

Голубева Галина Александровна, 1936 — 2020, инициатор создания музея в Завражье, очень сильная в физическом (работала в школе в первые годы после вуза учителем физкультуры, потом директором школы) и в моральном отношении женщина!

Попов Вячеслав Аркадьевич (год рождения не знаю), умер в прошлом году в райцентре Кадый (примерно 50 км от Завражья на трассе Кострома — Киров, где последние годы, лишившись одной ноги, жил у дочери.

Всем — светлая память!

Здравствует прежний директор школы, художник в нашей документалке Афонов Владимир Николаевич, 1936 г.р., но несколько лет назад от него ушла навсегда вторая половина и теперь он живёт бобылём в своём доме. Именно его жена в перерывах между съёмками в их доме кормила нас в ноябре 2006 г. вкуснейшими домашними котлетами — вкуснее не едал в жизни. Доброго здоровья — Владимиру Николаевичу!

Кстати, о питании трёх человек (режиссёр, куратор, оператор) в доме бабы Пани: гостеприимная хозяйка разрешала нам доставать из погреба картошку, квашеную капусту и солёные огурцы, а за хлебом, колбасой и водкой мы с Егором ходили в сельпо на площади. В связи с последним товаром вспоминаются слова из рассказа Марины Арсеньевны об однокурсниках: брате Андрее и будущем муже Александре Витальевиче Гордоне из 1950-х годов: “Ходили за несколько километров за водкой в Тарусу…” Нам было на порядок ближе: несколько сот метров. Но вот получается, что мир киношников (себя к ним не причисляю) даже через пять десятилетий так и не изменился!

Отмечу также ещё один благоволящий к нам момент: в каждый из трёх дней, пока шли съёмки: наружные и в помещении, стояла совершенно разная погода: то снег, то дождь, то ясно.

Наконец о премьере нашей первой документалки. Она состоялась в школе села Завражье 04.04.2007, когда Андрею Арсеньевичу Тарковскому исполнилось бы 75 лет. Участвовали режиссёр, второй режиссёр, куратор. После предваряющих выступлений были показаны обе дипломные работы Егора Владимировича: “Моя Родина под водой” и игровая короткометражка “Тайсон” на основе автобиографического материала автора. Когда по завершении мероприятия в школе мы направились в музей и остановились перед входом, то вдруг посреди ясного неба раздался гром. Мы поняли, что как будто Андрей Арсеньевич в свою 75-летний юбилей вместе с нами и вроде как одобряет, что мы натворили с фильмом про его малую родину. Но дождя не было! Обошлось без слёз.

Наконец в порядке послесловия два момента: летом 2007 уже после премьеры Егор Владимирович вместе со старшей дочерью Анастасией Егоровной, тогда только ещё закончившей пятый класс школьницей (ныне мама, которой 26 полных лет, которая вместе с мужем Николаем Загоровским воспитывают сына Тимофея Николаевича!), и с Ольгой Шебуняевой и её мужем ездили в Завражье. По итогам этой целевой поездки Настя по моей просьбе, переданной через отца, написала короткую зарисовку под заголовком “Как мы ездили в Завражье”. Воспроизвожу его выборочно:

“Когда мы: папа, Оля, я и Серёжа приехали в Завражье, я познакомилась с тётей Леной. Она очень добрая и хорошая. Мы покушали. После этого мы с папой пошли к бабушке Пане. Потом мы пошли к Волге. Около неё стояла церковь, где крестили Андрея Тарковского, но она разрушена. Было очень холодно, и мы пошли домой. Потом папе позвонила Оля и сказала, что отец Алексей хочет с ним поговорить. Папа пошёл в церковь. Через три часа папа пришёл и сказал, что Олю будут крестить. Я думала, что Олю должны крестить на следующий день. Мы с папой пришли к церкви. Батюшки не было, но когда он пришёл, мы встали и он начал читать молитвы. Когда мы вышли на улицу, батюшка начал освящать воду. Мне казалось, что он сейчас сам залезет в воду. Батюшка освятил воду, и Оля зашла в воду и искупалась в Волге. Было очень интересно крестить Олю. Потом мы пошли к батюшке на чай. Там он нам показал старую карту Завражья и те места, которые были затоплены. Батюшка очень хороший. На следующий день мы сделали шашлыки, на улице стало тепло, и папа искупался. Когда надо было уезжать, батюшка отвёз нас до Юрьевца и попросил открыть нам церковь Богоявления. В ней лежит прах преподобного отца Симона, про которого говорят, что он даже ходил ногами по Волге. Мы молились около его гроба и стояли на коленях. Ещё мы видели крест. Он стоял посередине Волги: его поставили в честь затопленного монастыря. Больше всего мне понравились церковь, где крестили Андрея Тарковского, и ещё церковь, в которой лежит прах преподобного отца Симона, Волга и крест, понравилось крестить Олю. Не понравилось, что мы были там очень мало” (лето 2007 года — взгляд 12-летней девочки-подростка).

После показа фильма “Моя Родина под водой” на Московском кинофестивале в 2007 году уже в самом конце года в Москве была организована выставка, посвящённая 75-летию со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского. Мы были на ней вместе с Егором и тогда проинформировали Марину Арсеньевну Тарковскую и Александра Витальевича Гордона, а также присутствовавшего на открытии выставки кинорежиссёра Сергея Александровича Соловьёва о снятой документалке.

Спустя почти 10 лет – в начале апреля 2017 г. уже другая киносъёмочная “банда”, но с тем же куратором снимала вторую документалку о Завражье под названием “Завражье”/ режиссёр-оператор Владимир Коновалов, ассистент Мария Аксёнова. Премьера состоялась в Завражье в отмечаемый в конце августа День российского кино, куда куратор проекта и один из завражан прибыли прямо из Парижу, где оба отмечали на Эйфелевой башне 45-летие жителя Завражья по имени Андрей, а также посещали могилу уроженца села Завражье А.А. Тарковского на кладбище Сент-Женевьев-де-буа в пригороде Парижа.

Велись также рабочие съёмки разными операторами для 3-го и 4-го документальных фильмов, но последующие фильмы пока не состоялись. На горизонте неясно маячит идея о съёмках игровой короткометражки с рабочим названием “Он всегда хотел быть первым”/ цитата от Марины Арсеньевны о пребывании старшего брата в начале 1950-х годов (до поступления во ВГИК) в Туруханской тайге/ Красноярский край в составе геологоразведочной экспедиции: мама Мария Ивановна “упрятала” тогда туда не проучившегося и год на востоковеда сына Андрея, чтобы спасти его, примкнувшего к стилягам, от неминуемого для того времени финала: от мест не столь отдалённых. В нашем Отчестве есть такая практика, когда родители для того, чтобы “отмазать” своего набедокурившего сына от правоохранительных органов, побыстрее “сплавляют” его в армию. Мария Ивановна тоже “сплавила”, только к геологам в Красноярскую глубинку (Кстати, именно мэрия Красноярска ещё в 2017 году позитивно отнеслась к нашему предложению о том, чтобы назвать одну из улиц краевого центра именем режиссёра Андрея Тарковского, но процесс по объективным обстоятельствам затягивается на неопределённое время. Подождём!).

Как вспоминает Марина Арсеньевна, вернулся Андрей неожиданно осенью с рюкзаком и чемоданом, полными камней для последующей камеральной обработки. Он ввалился в нашу квартиру на 1-м Щипковском переулке (сегодняшний номер несуществующего дома: 26С1) как медведь. Волосы отросли до плеч. И далее следует потрясающая фраза, которую я даже хотел вынести в заглавие возможной документалки: “Он хотел стричься только в “Метрополе”. Точка. Или многоточие…

куратор проекта Вадим Михайлов

ноябрь 2021

P.S

В качестве заголовка сегодняшнего получившегося несколько ностальгическим текста вынесено перефразированное выражение главного героя фильма “Серёжа”, снятого в 1960 году (в главной взрослой роли Сергей Фёдорович Бондарчук/1920-1994). Именно Серёжа с радостью кричит в конце этого фильма советской эпохи: “Ура! Мы едем в Холмогоры!”. Пусть когда-нибудь кто-нибудь из детей также закричит в конце возможного будущего фильма: “Ура! Мы ездили в Завражье!”

Поезжайте в Завражье!

P.S.S

04.04.2022 будет отмечаться 90-летие со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского. После этого незаметно пролетит ещё 10 лет, и грянет столетний юбилей Мастера. Хотелось бы надеяться, что в течение предстоящих 10 с небольшим лет получится довести до конца восстановление Храма в Завражье, где весной 1932 года крестили маленького Андрея. Между 2006 и 2017 годами на это благое дело было вложено 20 миллионов рублей из личных средств двух человек: уроженки Завражья Лазаревой Татьяны Яковлевны (её рассказ о восстановлении Храма есть во второй документалке “Завражье”/2017) и почившего весной этого года игумена Андроника, внука о. Павла Флоренского по женской линии. Именно отцу Павлу Александровичу Флоренскому посвящён второй зал в музее в Завражье, поскольку его предки служили несколько веков в местных храмах.

Осталось найти ещё 25 миллионов рублей, чтобы завершить восстановительный процесс. Где найти, сказать сложно.

Также уже который год остаётся задвинутым мэрией Москвы вопрос о восстановлении “родового гнезда Тарковских” на уже упоминавшемся 1-м Щипковском переулке, 26С1. Увы… Оригинальный дом снесён. Новодел даже не предвидится. Марине Арсеньевне Тарковской в прошлом месяце уже исполнилось 87 лет (pardon me). Кто будет наполнять будущий возможный музей достоверным содержанием, когда Сергей Семёнович Собянин или его преемник примет политическое решение о том, чтобы помимо реновации жилья заняться также реновацией памяти, сказать сложно.

Словом, есть над чем работать!

Поезжайте в Завражье!