К предстоящему празднованию 1000-летия древнерусского города Усвяты на юге Псковской области  

В нынешнем году отмечается 1000-летняя годовщина с момента первого упоминания города (позднее — села, ныне рабочего посёлка и райцентра) Усвяты с населением чуть меньше трёх тысяч человек, расположенного на самом юге Псковской области на границе с Велижским районом Смоленской области в России и с Витебским и Городскими районами Витебской области в Белоруссии.

Усвят (“у всех святых” — в городе всегда было много церквей) впервые упомянут в русских летописях под 1021 годом, когда князь Ярослав Мудрый уступил князю полоцкому Брячиславу Изяславу два города: Витебск и Въсвячь (то есть Усвят). В древнерусское время город представлял собой узловой пункт на речных и сухопутных коммуникациях, связывавших Южную и Северную Русь. Усвят — один из древнейших городов северо-западной Руси, возникший некоторое время спустя после первого летописного упоминания самых древних городов на северо-западе Руси:

— через 162 года после первой датировки Новгорода (859);

— через 159 лет после упоминания таких русских городов, как Изборск, Ростов, Муром, Ладога, Белоозеро, также Полоцк в современной РБ — их первая фиксация в летописных источниках относится к 862 году, поэтому не случайно в соответствии с изданным 09.01.2012 Указом Президента РФ в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе — 2012-й год был объявлен Годом российской истории;

— через 158 лет после первого документированного упоминания Смоленска (863);

— через 118 лет после первой датировки Пскова (903);

— через 33 года после Крещения Руси (988).

Отметим также, что через 126 лет после первого упоминания Усвята при великом князе киевском (с 1019 года) Ярославе Мудром/ 978-1054 — только в 1147 году уже при его правнуке Юрии Долгоруком / 1099-1157 впервые встречается в русских летописях название “Москва”. Получается, что возникший согласно рукописным источникам в 1021 году Усвят — в составе первой десятки древнейших городов северо-западной Руси (ныне на территории РФ) и старше Москвы.

Возможно, что своим названием город обязан протекающей в этих местах реке Усвяче длиной примерно в 100 км, берущей начало в соседнем с Усвятским — Куньинском районе Псковской области, а впадающей (правый приток) в Западную Двину на Витебщине в Белоруссии. В порядке напоминания скажем, что на Западной Двине расположены белорусские города Витебск и Полоцк, а далее на её продолжении с латышским названием — Даугаве — соответственно города Даугавпилс и Рига, далее река общей длиной 1000 км (протекает примерно в равных соотношениях по территории России Белоруссии, Литвы) впадает в Балтийское море.

Летописные известия XIII века и многочисленные документы более позднего времени, вкупе с данными археологии, позволяют реконструировать развитую сеть сухопутных дорог и зимников, сходившихся в узком пространстве (сегодняшняя Городечная протока) между расположенными здесь озёрами Усвятское (другое название — Бондаревское) и Узмень. Лежащие к северо-западу и юго-востоку от Усвята обширные, пронизанные реками, заболоченные и необжитые пространства делали крайне сложным обход его при движении из Смоленска и Витебска на север в Новгород.

Согласно гипотезе, высказанной археологом Иваном Игоревичем Еремеевым, который возглавляет Усвятскую археологическую экспедицию Института истории материальной культуры / ИИМК РАН из Санкт-Петербурга, Усвят был специально построен в качестве перевалочной базы, которая в силу своего географического положения обеспечивала княжескому дому Рюриковичей поступление дани, собираемой в областях верховьев Ловати (впадает в озеро Ильмень) и Западной Двины. С этим также связано то, что Усвят, по всей видимости, существовал на стыке двух разных культурных областей — длинных курганов, которые соотносят с кривичами, и курганов-сопок, которые соотносят со славенами. Позднее некоторая часть литовских набегов на новгородские земли в XIII веке осуществлялась именно через эти “усвятские ворота”. Ими же воспользовался в своем походе на Русь в 1580 г., в частности, и Стефан Баторий. Считается, что проводимое в наше время системное археологическое исследование может пролить свет на древнейший период отечественной истории, разрешить ряд давних вопросов с помощью новых археологических сведений.

В своей 1000-летней истории Усвяты, находящиеся на т.н. погранично-переходной территории, пережили много памятных событий. Через 205 года после основания Усвят — в 1226 году русские на льду Усвятского озера разбили литовцев. Состоявшаяся в первый день весны — 01.03.1226 — битва между войсками князя Ярослава Всеволодовича Новгородского и литовскими князьями, завершилась поражением литовцев. По сути, эта была первая военная “тёрка” между русичами и литовцами, нашедшая продолжение с перерывами до 1570 года, т.е. почти 350 лет, а затем плавно соединившаяся с русско-польскими войнами, начавшимися аж в 981 году (Усвят не было) и считающимися законченными в сентябре 1939 года.

В 1245 году (Усвятам — 224 года) князь Александр Невский (через три года после Ледового побоища в 1242 г. на Чудском озере) вновь разбил в Усвятах литовцев. Но уже в 1320 году (Усвятам без одного года — 300 лет) город был присоединен к Литве, поскольку достался в наследство литовскому князю Ольгерду, который женился на дочери витебского князя и некоторое время жил в Усвятах. В начале XVI века Усвяты в 500-летнем возрасте вернулись в состав Русского государства, но в 1548 году вновь перешли в Великому княжеству Литовскому. Спустя 14 лет — в 1562 году — Усвяты заняты войсками Русского царства, позднее по приказу царя Ивана Грозного здесь строится крепость-замок, который сначала в 1580 году взят штурмом войсками Речи Посполитой, а спустя несколько десятилетий — в 1654 году (год Переяславской Рады) по новой отвоёван Россией. Вот так Усвяты, возникши изначально на пути “из варяг в греки”, постоянно в результате военных действий переходили “из руки в руки”. С 1667 года по Андрусовскому договору Усвяты отходят Польше, но после 3-го раздела Польши в 1772 году город окончательно вошёл в состав Российской империи, и почти четверть тысячелетия — остаётся русской, ныне российской территорией.

Почтили своим вниманием это место коронованные особы: в 1780 и 1786 гг. в Усвятах останавливалась императрица Екатерина II. Позднее здесь гостил Александр I. В советское время первые лица страны не посещали Усвяты. В новой России В.В. Путин в качестве Президента посещал областной центр — Псков – в 2000, 2013, 2014 и 2020 гг., в качестве премьера в Псковскую область не приезжал, а в древних Усвятах не был ни разу. Возможно, прибудет на празднование 1000-летия Усвят, которое будет отмечаться в выходные дни 31.07-01.08.2021. Всё же, как указывалось, Усвяты входят по возрасту в десятку древнейших городов России. Или поздравит его жителей с 1000-летним юбилеем. В любом случае, в регионе действует под руководством губернатора областной оргкомитет по подготовке и проведению празднования города с 1000-летней историей. Жители Усвят готовятся к празднику!

В. Михайлов

июнь 2021

P.S

В рамках празднования юбилея Усвят пройдёт фестиваль имени известной исполнительницы народных песен Ольги Федосеевны Сергеевой/ 1922-2002, которая жила в Усвятском районе и стала музыкальным символом Родины для кинорежиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского в его фильме “Ностальгия” (там в её исполнении звучат песня “Ой, кумушки, кумитеся” и свадебный плач “Кормилец-Божухна”). А.А. Тарковский определял её песни как “Знак русского”. На фестивале в честь юбилея Усвят выступит современная певица Пелагея, называющая себя ученицей Ольги Федосеевны Сергеевой. Может быть, благодаря Пелагее когда-нибудь в сетке одного из федеральных каналов появится конкурсная программа с примерным названием “Голос. Русь”.

P.S.S

Для работы в Усвятской археологической экспедиции в летний сезон 2021 года приглашаются, согласно опубликованной в одной из социальных сетей информации, лаборанты и разнорабочие. История продолжается!

С миллениумом — тысячелетием, Усвяты!