О продолжающихся злоключениях малой авиации в отдалённых уголках России

Возможно, некоторые читатели помнят об опубликованном в начале осени прошлого года тексте, посвящённом Сергею Михайловичу Сотникову из райцентра Ижма Республики Коми/ РК, благодаря которому за десять лет до этого — в сентябре 2010 года — на курируемой им лично в качестве начальника местного аэропорта в единственном лице взлётно-посадочной полосе смог совершить аварийную посадку пассажирский лайнер ТУ-154М, на борту которого находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, летевших из Якутии в Москву. По сообщениям из Ижмы, 07.09.2020 — в десятую годовщину памятного дня, ставшего, по сути, вторым “днём рождения” для нескольких десятков человек, в райцентр на встречу с Сергеем Михайловичем Сотниковым приезжали некоторые из членов экипажа.

Мне лично удалось пообщаться с этим ответственным вторым “днём рождения” для нескольких десятков человек, в райцентр на встречу с Сергеем Михайловичем Сотниковым приезжали некоторые из членов экипажа. и надёжным человеком уже в конце марта текущего года, когда я приезжал по семейным делам на родину мамы — в Ижемский район РК. У меня осталось позитивное впечатление от Сергея Михайловича, который не говорит, а делает. Пообщались мы тогда и о перспективах малой авиации в отдалённых местах. Увы, после состоявшейся 16.12.2010 “Прямой линии” с тогдашним премьером В.В. Путиным мало что изменилось. Хотя на бумаге вроде всё гладко было… Да, как говорится, забыли про овраги…

По следам прошлогодней публикации (см. по ссылке: https://msk.kprf.ru/2020/09/01/144812/) был направлен соответствующий запрос, на который из Минтранса России пришёл датированный 01.10.2020 ответ, который подписал и.о. директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации И.А. Белавинцев. Позволю процитировать некоторые пассажи из чиновничьего ответа. Но прежде перечислю некоторые базовые документы по вопросу развития малой авиации, на которые имеется ссылка в нём (в порядке упоминания):
1/ Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ за № 1734-р от 22.11.2008);

2/ Пункт 15 поствыборного Указа Президента РФ за № 204 от 07.05.2018 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”;

3/ Принятое в развитие Указа распоряжение Правительства РФ за № 2101-р от 30.09.2018;

4/ Ранее принятое российским Правительством постановление № 1242 от 25.12.2013;

5/ Довыборное постановление Правительства РФ за № 215 от 02.03.2018;

6/ Проект (на дату ответа) постановления Правительства РФ с мудрёным названием “Об утверждении правил предоставления … субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (ДВО + Арктическая зона РФ), на финансовое обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению  и расширения (их) маршрутной сети указанных субъектов РФ”, который на тот момент уже получил согласования с двумя министерствами (Минвостокразвития и Минэкономразвития) и проходил согласительные процедуры с Минфином России. В открытом доступе мне не удалось найти предполагавшееся постановление в качестве принятого. Наверное, Минфин, не согласовал…

Зато без сучка и без задоринки, вероятно, прошло согласование в профильных министерствах текста совершенно свежего распоряжения Правительства РФ за № 1349-р от 24.05.2021 (подписал М.В. Мишустин), согласно которому становятся закрытыми для обслуживания воздушных судов 44 аэродрома гражданской авиации в 6 субъектах РФ. К этому секвестру инфраструктуры малой авиации мы ещё вернёмся, но пока несколько бравурных цитат из ответа Минтранса от 01.10.2020:

— “…предусмотрено совершенствование комплекса мер господдержки развития региональной авиации на основе взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления…”;

— “…важными направлениями транспортной политики в области развития транспортной инфраструктуры являются господдержка развития аэропортовой инфраструктуры…, в первую очередь региональной авиации…”;

— “… реализация обеспечивается за счёт совершенствования госрегулирования деятельности в сфере перевозок пассажиров на федеральном и региональном уровнях…”;

— “… в целях развития региональной и местной авиации Минтрансом реализуются следующие меры…”;

— “… обеспечить к 2024 году повышение уровня экономической связанности территории РФ посредством расширения и модернизации, в том числе авиационной инфраструктуры за счёт реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов…”;

— “… утверждён комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года… носит системный характер… в направлении развития маршрутной и аэродромной сети” (опускаем здесь обновление парка воздушных судов региональных и местных авиакомпаний, хотя это тоже важно);

— “основным механизмом … является субсидирование региональных воздушных перевозок… и формирования региональной маршрутной сети…”;

— “…расширению региональной воздушной сети способствует…”;

— “… в целях модернизации аэродромной сети … предусмотрена реконструкция 65 аэропортов до 2024 года (68 объектов) …”;

— “… мероприятия по реконструкции аэропортов синхронизированы с программами субсидирования…”.

Позволю промежуточное резюме по типу присказки: “сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет” — сколько ни говори заклинания “малая авиация”, больше пассажиров перевозить она в глубинке не будет…”

Была всё же надежда на правительственный проект постановления — см. п. 6/, которым предусматривалось обеспечение доступности местных воздушных перевозок, но он, судя по всеми был заветирован Минфином. Возможно, что лоббистских возможностей у назначенного 10.11.2020 министром транспорта РФ — вместо прежнего Евгения Ивановича Дитриха, 1973 г.р. — Савельева Виталия Геннадьевича, 1954 г.р. — экс-гендиректора ПАО “Аэрофлот” как-то не хватило. А может, вновь стал актуальным прежний лозунг из советских времён: “Летайте самолётами Аэрофлота!” Какие там местные воздушные перевозки и местные авиакомпании…

Исходя из наступающей, хочется надеяться, пост-ковидной ситуации, а также с учётом завершённого строительства мостового перехода из Тамани в Крым и принимая во внимание положительный опыт в совершенствовании боевой выучки наших лётчиков в составе ВВС в рамках военной операции России в Сирии, понимаешь, что кто-то был обречён стать жертвой секвестра. И эта жертва была найдена: 44 аэродрома в шести регионах России: по одному — в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия), 5 — в Красноярском крае, 16 — в Ненецком автономном округе/ НАО и 20 — в Архангельской области. Поскольку по факту я воспринимаю НАО (вторая малая родина моей мамы) и Архангельскую область как единое целое (в советское время тогдашний Ненецкий национальный округ входил в состав области, хотя сегодня согласно Конституции РФ — это два разных субъекта РФ), то получается, что в моём большом родном регионе без местного авиасообщения останутся жители 36 населённых пунктов… Вот такая “сакральная жертва” …

Я прошёлся по всем 36 названиям обречённых аэродромов, которые остались в моей памяти с самого детства, и попробую телеграфом перечислить их:

В НАО, который является самым малонаселённым субъектом РФ (занимаемая им площадь чуть меньше площади Сирии), останется по сути только один аэродром в административном центре — городе Нарьян-Маре (в переводе с ненецкого языка — “красный город”). 16 аэродромов как инфраструктурные объекты подлежат закрытию. Переиначивая сочинённую поэтом Николаем Николаевичем Добронравовым для песни “Главное, ребята, сердцем не стареть”/1962 на музыку Александры Николаевны Пахмутовой строчку, приходится поневоле фиксировать вынесенные в заголовок слова: “Только на оленях можно допереть” (в оригинале “Только самолётом можно долететь” — уже не актуально). Также как можно теперь однозначно повторить вслед за ставшим особенно популярным в 1970-е годы советским певцом Николаем Ивановичем Бельды: “Увезу тебя я в тундру” — то есть только на оленях.

Перестают быть аэродромами в НАО следующие инфраструктурные объекты: Белушье, Вижас, Волоковая, Индига, Каратайка, Коткино, Лабожское, Несь, Нижняя Пеша, Ома, СнопА (ударение на последний слог), Усть-Кара (от реки Кары получило своё название Карское море), Харута, Хорей-Вер, Чижа и Шойна (находится на полуострове Канин, где есть мыс Канин Нос, знакомый с детства по известным строчкам из стихотворения “Про одного ученика и шесть единиц” Самуила Яковлевича Маршака: “…Учитель задал мне вопрос: Где расположен Канин Нос? А я не знал, который Канин, И указал на свой и Ванин…” — так в оригинале. Меня, правда, учили другой версии концовки: “А я не знал, где этот Канин, И показал на свой и Танин…”) Такая вот ненецко-русская топонимика, попавшая “под нож” …

В прилегающих к НАО на северо-востоке Архангельской области Мезенском и Лешуконском районах (лично я был в разные годы в обоих) ликвидируются как “аэродромный класс” соответственно следующие названия: Долгощелье, Каменка и в самом райцентре Мезени, Койда, Мосеево, Олема, Ручьи, Сафоново, Сояна (всего — 9) и Вожгора, Койнас, в самом райцентре Лешуконском, Ценогоры (всего — 4). Отмечу, что раньше про Лешуконский район в Архангельский области говорили так: “Лешукония — страна чудес и беззакония”. Вторую часть применительно к сегодняшнему времени комментировать не буду, но отмечу, что теперь там четырьмя “чудесами” — в виде закрытых аэродромов — станет больше. Но люди там живут настоящие, трудолюбивые, северные. Дай Бог, что и новые “чудеса” переживут: будут перемещаться как в старину: в морозы — по зимнику, а летом — по воде.

В раскинувшемся почти на половину Белого моря Приморском районе Архангельской области уходят в небытие следующие аэродромы: Верхняя Золотица, Летняя Золотица, Первомайское, Пертоминск (всего -4). Отмечу, что, в Пертоминске есть повторно установленный крест в честь знакового события, случившегося однажды на подходе к этому селу судов под командой Петра I (произошло это во время одного из трёх приездов будущего императора на рубеже XVII-XVIII-го веков на Поморский Север, когда он направлялся из Архангельска на Соловки), про которое наши современники — потомки поморов, включая самого известного из них — Михайлу Васильевича Ломоносова, говорят так: “А Петька (Пётр I) здесь чуть не гикнулся”, т.е. погиб (“быть прибитым гиком” — термин из парусного спорта). Напомним, что на Русском Севере не было крепостного права, поэтому и такое отношение к правителям. Первый крест был водружён сразу же в память о счастливом спасении царя во время страшного шторма, случившегося в районе Пертоминска. Спустя два века поставили новый крест, которому уже самому больше 100 лет. Теперь вот, правда, аэропорт в Пертоминске гикнется…

В заключение назовём подлежащие закрытию аэродромы в Онежском — два: в самом райцентре Онеге (город расположен на побережье Белого моря) и Пурнема, один — в райцентре Котлас (сам город находится на юго-востоке Архангельской области, в верхнем течении Северной Двины, а неподалёку от него стоит деревня Медведки — малая родина адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова).

Вот такой печальный список из 36 топонимов получился… Приведу ещё ставшее расхожим в наше время выражением: “когда в деревне закрывается школа, деревня умирает”. По аналогии можно сказать, что когда в отдалённом поселении закрывается аэропорт, то территория остаётся без людей…

Напомню также про пункт 1 статьи 27 о праве на свободу передвижения, относящейся к части 2 Конституции РФ, которая не может быть изменена Федеральным Собранием. Вспоминаются слова из известной байки, в которой о рационе питания слона в зоопарке беседуют двое: Посетитель: “Скажите, неужели слон это всё съест?” Служащий: “Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?!” Так и применительно к сегодняшнему разговору. Право-то у жителя отдалённой территории на свободу перемещения есть, да кто же ему воспользоваться этим правом даст?! В отдалённые местности бизнес-джеты, за исключением вахтовой авиаперевозки к местам добычи полезных ископаемых или ради браконьерской охоты, почти не летают. Но люди там жили, живут и будут жить!

В. Михайлов

май 2021

P.S

А Сергей Михайлович Сотников в далёком селе Ижме в Республике Коми по-прежнему надеется на возрождение малой авиации. Ведь сказал же ему лично в декабре 2010 в ходе “Прямой линии” тогдашний премьер: “… мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах…”

Как и слышал, наверное, Серей Михайлович относительно недавно 06.10.2020 — в ходе состоявшегося в режиме ВКС диалога между Президентом РФ и руководителями четырёх парламентских фракций следующее:

Г. Зюганов: “Я взял то, что нам может угрожать в ближайшее время, — авиация. Вы поставили задачу, но они ничего не хотят делать для того, чтобы укрепить авиацию.”

В. Путин: “…Малая авиация для нас крайне важна… Но военная авиация, как видите, у нас развивается, и развивается такими темпами, которым могут позавидовать и другие страны. А вот гражданский сегмент, особенно самолёты для малой региональной авиации, для небольших расстояний, – конечно, нам нужно эти усилия здесь наращивать. И мы будем это делать, соответствующие планы есть. Нужно, конечно, и с моей стороны, и с вашей, кстати говоря, тоже всё время подталкивать соответствующих наших коллег, ответственность за которыми значится по этому направлению…”

Пока же получается, что премьера подтолкнули в противоположную сторону — к пресловутой оптимизации, теперь в части аэродромной инфраструктуры. Сделано, увы, с точностью наоборот…